Китайский ключ к глобальной безопасности - Другая Украина
Предыдущая статья
Следующая статья

Китайский ключ к глобальной безопасности

10 марта

Большинство украинских экспертов и политиков Запада банально недооценили коррективы, которые внес в мировую политическую повестку скромный документ МИД КНР из 12 пунктов с изложением позиции Поднебесной по политическому урегулированию кризиса на Украине.

Заявка на моральное лидерство в глобальной политике

Выступая на 59-ой Мюнхенской конференции по безопасности, член Политбюро ЦК КПК Ван И сообщил, что китайские власти «к годовщине начала специальной военной операции РФ на Украине» подготовили документ, опирающийся на инициативу председателя КНР Си Цзиньпина «в области глобальной безопасности», выдвинутую в апреле 2022 года на открытии Боаоского азиатского форума.

Осенью 2022 года во время встреч с секретарём Совета безопасности РФ Николаем Патрушевым китайские товарищи выразили готовность вместе с Россией продвигать новую концепцию глобальной безопасности. Это еще раз подтвердил Патрушев 21 февраля 2023 года в Москве во время встречи с Ван И. Одновременно в Пекине министр иностранных дел КНР Цинь Ган выступил с докладом на открытии форума «Инициатива по глобальной безопасности: китайское решение дилеммы безопасности». Он заявил: «новый концептуальный документ инициативы по глобальной безопасности демонстрирует твердую решимость Китая защищать глобальную безопасность».

Опубликованная в тот же день концепция содержит шесть ключевых принципов глобальной безопасности и 20 приоритетных направлений для международного сотрудничества в области глобальной безопасности. Такого заявления Поднебесной на глобальное лидерство в мировой политике в новейшей истории еще не было. Фактически произошел раскол международного сообщества на два лагеря. С одной стороны — страны, следующие своим национальным интересам, но уважающие других участников международных отношений, с другой стороны – страны, идущие в фарватере американского эгоизма, исповедующие идеи нового колониализма и двойные стандарты.

Вместо традиционно нейтральной позиции, Пекин уверенно занял четко сформулированную моральную позицию глобального превосходства и будет развивать её в дальнейшем. Для китайских стратегов вежливо озвученные принципы и направления в области глобальной безопасности — это прежде всего исходная позиция к решающему идеологическому сражению с США по поводу будущего мирового устройства. Новые принципы во многом затрагивают вопросы американского гегемонизма, который является первопричиной большинства конфликтов в мире.

На прокси-полигон США и Запада на территории Украины в войне до последнего украинца Китай вступает в игру не в качестве переговорщика, а в качестве морального арбитра, судящего в строгом соответствии с соблюдением Устава ООН. Понятно, что в этой игре США уже выступает не «Глобальным полицейским», а скорее «вероятным преступником». Режим Зеленского вполне может стать для Китая «потенциальным противником».

Большая стратегия Китая на новом уровне

Военные теоретики и практики Китая используют термины «военная доктрина» и «стратегия национальной безопасности», в отличном от принятого на Украине, в России и США смысле. Они отождествляются с понятием «национальная стратегия». Наиболее соответствующим по смыслу термину «стратегия национальной безопасности» отвечает китайский термин 大战略 — «да чжаньлюе», дословно переводимый как «Большая стратегия». В широком смысле под «Большой стратегией» понимается «стратегия использования ресурсов государства для достижения главных национальных идей». Как основу для достижения своих военно-политических целей политическое руководство КНР рассматривает концепцию «жизненного пространства и стратегических границ». Эта концепция прямо обосновывает притязания руководителей китайского государства на создание собственных сфер влияния в разных регионах мира и формирование экономически и политически благоприятного для китайцев «жизненного пространства» в пределах «стратегических границ», которые не совпадают с государственными границами Китайской Народной Республики. Эти стратегические границы должны расширяться по мере роста «комплексной мощи государства». Публикуя мирный план по украинскому кризису и Концепцию глобальной безопасности, Пекин прямо заявляет, что будет добиваться выполнения поставленных задач, отказавшись от реализации во внешней политике концепции «мягкой силы».

Исходя из оценки вероятных военных угроз, военно-политическое руководство Китая классифицирует своих противников как «наиболее вероятных» и «потенциальных». К числу наиболее вероятных противников оно относит США и Японию, отмечая, что прямое вооруженное столкновение с ними в ближайшей перспективе может состояться только при решении Тайваньской проблемы силовыми методами. К потенциальным противникам руководители китайского государства относят Вьетнам, Малайзию и Филиппины, с которыми имеются территориальные разногласия. Как показали последние два года, вместе с жесткой политикой у Пекина появились новые потенциальные противники, в частности Австралия и Литва. В ответ на недружественные шаги Китай применил эмбарго на поставки австралийской продукции, что стало жестоким ударом по некогда мощной экономике Канберры.

Парадоксы китайско-украинского и китайско-российского сотрудничества

До последнего времени Китай проявлял ограниченный интерес к Украине, слишком удаленной от его традиционной зоны влияния, и, как казалось, мало что способной ему предложить, кроме некоторых промышленных технологий и сельскохозяйственных культур для диверсификации импорта зерна. Китайско-украинские отношения развивались на основе «пяти принципов мирного сосуществования», являющихся с начала 90-х годов до последнего времени основой китайской внешней политики: «взаимное уважение территориальной целостности; ненападение; невмешательство во внутренние дела; взаимную выгоду; мирное сосуществование». Всплеск внимания Пекина к Киеву отмечался только в начале десятых годов 21 века, в связи с началом реализации Инициативы Шелкового пути. В декабре 2013 года были подписаны соглашения о сотрудничестве в строительстве глубоководного порта в Крыму, реконструкции рыбного порта и создании зоны экономического развития высокотехнологичной индустрии в Севастополе, а также совместном производстве новых двигателей для самолетов и вертолетов. Китаю были выделены украинские пахотные земли для выращивания сельскохозяйственных культур. Однако к концу 2014 года многие проекты были свернуты, как и снят с повестки дня вопрос о китайском кредите объемом до 10 млрд. долларов США.

Официально Китай считает Крым территорией Украины, еще в марте 2014 года заявив, что «Крымский вопрос следует решить надлежащим путем и не применяя силы, на основе уважения закономерной озабоченности каждой из сторон и их законных прав и интересов». При этом большинство китайских исследователей украинского кризиса и до начала СВО отводили центральное место в развитии событий американскому влиянию. Выделяется четыре направления внешней политики США на Украине: осуществление стратегии сдерживания России; укрепление своей руководящей роли гаранта безопасности стран Европы; преследование собственных экономических выгод, в частности, контроля над рынком энергоносителей; упрочение абсолютного преимущества в Евразии.

Следует отметить, что государственный переворот на Украине в 2014 году послужил катализатором мощного сближения России и Китая. Последовавший за западными санкциями из-за Украины «поворот на Восток» превратил Китай для России в почти полноценную замену ЕС, а связи двух стран заметно укрепились не только в сфере безопасности, но прежде всего в вопросах кооперации экономик. Долгое время, опять же с конца 80-х годов, консенсус экспертов и руководства Китая сводился к тому, что союзы Поднебесной не нужны. Однако, последние восемь лет в Пекине обсуждают возможность заключения военных альянсов и предоставления гарантий безопасности другим странам, исходя из того, что Китай будет влиятельным партнером в любом альянсе. Москва рассматривается Пекином как долгосрочный стратегический партнер. При этом, еще до начала СВО, в период обострения украинско-российского кризиса в азово-черноморском регионе в 2015-м году, Москва и Пекин провели совместные учения в Средиземном море. Это весьма далеко от берегов Китая, зато рядом с грузовыми портами стран НАТО – Греции и Италии – которые постепенно переходят под операционный контроль КНР. В 2017 году корабли китайского флота провели совместные учения с ВМФ РФ на Балтике, «случайно» совпавшими с началом учений стран НАТО в Литве в поддержку Украины.

Китай на сегодня пока является главным торговым партнером Украины, оставив далеко позади ЕС и США. Динамика товарооборота между странами последние три года базируется на ускоренном росте экспорта товаров с Украины в Китай. В 2020 году только украинский экспорт в Китай вырос в два раза по сравнению с 2019 годом: до 7,2 миллиарда долларов. В 2021 году объем китайско-украинской торговли составил 19,30 млрд, увеличившись примерно на 30%, а в 2022 году вполне естественно упал на 57,5% и сократился до 6,62 млрд долларов. КНР покупает на Украине железную руду, ферроникель, латунь, кукурузу, зерновые, говядину, соевое масло. Китай поставляет на Украину смартфоны, лекарства, средства для уничтожения сорняков, сантехнику и различные потребительские товары. В офисе Президента Украины панически боятся разгневать китайского дракона. Владимиру Зеленскому важно сохранить формально позитивные отношения с Китаем, потому официальный Киев не выдал негативной реакции на предложенный Пекином «мирный план». Хамство Давида Арахамии по поводу китайских тезисов и верноподданный кивок Дмитрия Кулебы в сторону американских господ не считаются. Что дозволено политическим американским ковбоям – непростительно их украинским наемным поденщикам. И Зеленский сделал вид, что Китай как бы предложил не план, а свои мысли по урегулированию, и «это очень неплохо», что Пекин начал говорить про Украину.

Между тем, Зеленский уже давно разгневал терпеливого китайского дракона. И не только преследованием сторонников коммунистических идей, беспределом и грабежом китайских инвесторов, но предательством интересов собственного народа в угоду Западу. Просто дракон затаился до времени. Торопиться с какими-то санкциями по отношению к Украине и делать это себе в ущерб Поднебесная точно не будет. Но очевиден момент, что Китай в ответ на недружественные шаги применит эмбарго на поставки украинской продукции, и это станет смертельным ударом по дышащей на ладан украинской экономике.

Андрей Мишин

Поделиться
Отправить
Класснуть
Меню