В мире постмодерна и концептуального искусства возникают собственные моды. Но это уже не тенденции эстетики или нормы хорошего тона, а прямые идеологические ориентации для перенаправления и подчинения нашей мысли. Одна из основ парадигм этого времени – заставить нас думать, что всё настолько относительно, что любой разговор об абсолютном – это признак невежества, нетерпимости и консерватизма побеждённных и просто неадекватов.
Я помню, как много лет назад, в одной из латиноамериканских столиц я посетил «Выставку света». В глубине мрачного пространства, начиненного флуоресцентными трубками и трубами разных форм, цветов и размеров, легко было почувствовать себя частью планктона в просторах океанской бездны, где время от времени проплывали стайки школьников, ведомые красноречивыми гидами, объяснявшими «что хотел сказать художник». Мне стало страшно думать. Я вдруг понял, что искусство уже перестало быть искусством и любую рекламную конструкцию, поддержанную соответствующим бюджетом и несколькими оптическими или психоделическими эффектами, уже можно позиционировать как новый революционный мир, куда мы срочно должны быть эвакуированы от нашей нехватки фантазии и этой серой повседневной реальности. Я вспомнил с ностальгией о временах, когда искусство еще зависело от технического мастерства художника, обладало смыслом и идеей, и вместо того, чтобы отключать нас от мира, утверждало нас в нашем здесь и теперь. Оно было частью нашего поиска человеческого, красоты, справедливости, абсолюта.
Ощущение подобного удивления и обмана – при виде новостей о «героических повстанцах», восстающих против «коррумпированных тираний» при поддержке и благословении Госдепа США или правительств стран НАТО. Сегодня на улицах Тбилиси, точно так же как в Киеве 9 лет назад, демонстранты машут флагами США и Евросоюза. Что должно было случиться с нашим миром в эти последние десятилетия, чтобы исторический релятивизм и полное отсутствие критерия настолько овладели нашими народами, показывая всем, что наркотики пропаганды в венах социальных сетей и кабелей телекоммуникаций заставляют нас видеть мир глазами его хозяев?
Кто-то в здравом уме мог бы себе представить Че Гевару, Патриса Лумумбу или Хо Ши Мина, принимающих оружие от армии США в качестве «временной тактической поддержки» или «пользуясь противоречиями между сверхдержавами» в борьбе «против общего врага»? Разумеется, если кто-то сегодня еще в состоянии вспомнить, кто такие были Че, Лумумба и Хо.
Да, это правда, что далеко не все «борцы с империализмом» – бескорыстные защитники своих народов; среди них мы знаем множество демагогов, авантюристов и хамелеонов, искавших власти с совершенно иными целями. Но все, кто пытались или пытаются править нашими странами при поддержке и с благословения империи США – это враги собственных народов, совершенно независимо от очевидных экономических, культурных и географических различий между ними. Если есть в истории современности флаги, которые всегда и без исключения гарантировали народам мира войны, нищету и неравенство – это звездно-полосатые флаги.
Нынешний постмодернистский взгляд, навязанный СМИ, заставляет релятивизировать абсолютные вещи и подталкивает к созданию идей-пустышек, поскольку сегодня уже так модно быть «с открытым сознанием» и понимать, «что мир уже не такой, как раньше». Огромная часть художественных творений системы напоминает известную сказку о голом короле, а их политический посыл куда яснее артистического – забудем обо всех абсолютных понятиях, заблудимся среди оттенков одного и того же цвета, только так можно будет обеспечить то, что отныне и навсегда любая борьба за правое дело сможет быть организована сверху всё контролирующей мировой властью, а сама эта власть надёжно растворится в тысяче модных метафор и поэтому никогда не будет названа.
Пока юные политические активисты продолжают обсуждение исключительно важных тем об окончательном числе гендеров (которых уже не только не два, но и не три, и не четыре) и защите прав насекомых, бедняки продолжат умирать от голода (согласно нынешним самым консервативным подсчетам, чуть больше, чем по миллиону в месяц), преступные экономические санкции будут погружать целые страны (и без того бедные) в нищету, здравоохранение продолжит превращаться из всеобщего права в привилегию для касты избранных, а образование с культурой продолжат мутировать в мировой инкубатор невежества и пошлости; тем временем, как в сердце Европы ультраправые «радикалы» продолжат разрушение памятников победителям фашизма, оскверняя их могилы и представляя эти выходки как новые артистические акции в мире, полном свобод, лишенном предрассудков прошлого, где все относительно и поэтому допустимо.
Если прошлый век не создал эталона абсолютного добра, с абсолютным злом вышло проще. Оно оказалось слишком очевидным: немецкий фашизм. В течение многих десятилетий среди правительств стран с разными социальными системами сохранялся консенсус насчет этого, и память о жертвах нацизма вместе с благодарностью его победителям были абсолютны. С наступлением нового века, загнивающая и неспособная к созданию новых идей империя, в сообщничестве с крупными владельцами промышленности, технологий, капиталов и мировых средств информации решила переделать мир, который перестал гарантировать ей абсолютное господство.
Археологи будущего объяснят нашим внукам, почему ужасная пандемия закончилась с первыми выстрелами между Россией и НАТО.
Крупнейшие капиталы планеты, так же как почти век назад, объединили свой проект с нацистской идеологией: адаптированная для новых поколений, она уже не включает ни антисемитизм, ни гомофобию, ни заявления о превосходстве арийской расы. Сегодня ей достаточно антикоммунизма (и идеально, если этот антикоммунизм происходит от «демократических левых»), невежества и полной нетерпимости к любой серьезной критике. Её знамя – «прогресс», где белокурый немецкий супермен заменён получеловеком-полуроботом из трансгуманистской мечты, которая стремится к новой человеческой разновидности красивых, здоровых, умных, конкурентоспособных и, может быть, вечных людей, и они должны будут сместить с лица земли всех нас, лишних – то есть некрасивых, бедных, больных, смертных, не согласных и задающих неудобные вопросы («нечистых», как это называлось в том, первом нацизме).
Эта борьба сегодня ведется под флагом США. Это не война против России, Ирана или Китая, это война против всего человечества, включая и народы англосаксонских стран. Североамериканские флаги поднимаются над всеми позициями антигуманизма и своим присутствием заражают всё окружающее. Не может быть никакой борьбы за никакую справедливость в сообщничестве или при поддержке злейшего врага человечества. Этот враг сегодня настолько силён, что любые отношения с ним, как бы минимальны они ни были, открывают бездны, перепрыгнуть которые невозможно. Другая сторона просто исчезает. Правительствам США не известны никакие дружеские или союзнические отношения, основанные на равенстве. Эта геометрия власти всегда вертикальна и единственная возможность отношений с ней – будучи ее сообщником, вассалом или инструментом. В мире есть множество цветов и оттенков, но то, о чем здесь идёт речь, абсолютно и необъяснимо с позиций концептуального искусства системы.
Поиски справедливой борьбы возможны только в окопах, которые напротив.