Если говорить о проблемах металлургической промышленности Украины, то стоит определить, что мы имеем в виду? Для кого был кризис и у кого проблемы?
Основная проблема заключалась в том, что, как и многие другие отрасли на Украине, металлургию предпочитали меньше кормить и больше доить — получать максимальную прибыль при минимальных инвестициях.
Начало кризису в металлургической промышленности Украины положил государственный переворот 2014 года. Однако, о ком и о чем мы говорим?
«Серые» и «черные» схемы в условиях официального разрыва взаимовыгодных экономических отношений Украины и России привели к потере значительной части поступлений в бюджет в виде налогов. Но для ограниченного числа собственников этого бизнеса, скорее наоборот, дали новые возможности обогащения.
Контрабанда сырья из России и республик Донбасса покрывалась так называемым «Роттердам+». Никакие политические разногласия не мешали руководству Украины того времени получать продукцию от предприятий, находящихся на территории ЛДНР, но в собственности украинских олигархов еще продолжительное время.
И Мариуполь в 2014 году не перешел под контроль ДНР по причинам никому не известным, народная молва утверждает, что невероятные усилия для этого приложили украинские олигархи. Что позволило обладателям активами в металлургии продолжать поставки металла на свои же предприятия в Европе. Но блокировка перехода на сторону народа тогда, имела трагические последствия для города, населения и предприятий уже позже — в 2022 году.
В 2017 году Енакиевский металлургический, «Донецккокс» и Харцызский трубный завод, некоторые другие предприятия перешли под управление Республик Донбасса, и продолжать контрабанду стало проблематично. Затем пандемия коронавируса привела к закрытию рынков, снижению деловой активности в мире и падению потребления.
Действия киевского режима, развязавшего войну со своим народом в 2014 году, привели к началу СВО в 2022 году.
По итогам прошлого года страна выбыла из топ-15 крупнейших сталепроизводителей, упав с 14 на 25 место. По сравнению с 2013 годом Украина потеряла около 80% объема производства стали. После 24 февраля прошлого года ключевые украинские сталеплавильные компании сначала объявили о консервации производства, затем постепенно возобновили операционную деятельность. Мариупольский металлургический комбинат им. Ильича и «Азовсталь» обеспечивали в 2021 году 40% производства стали в стране. Но киевская власть задолго до начала СВО превращала их в укрепрайоны, в военные подземные базы, в плацдарм для атаки на ДНР и Россию. Подземные лабиринты могли позволить личному составу подразделений находится там в автономном режиме на протяжении многих месяцев. В ходе боевых действий они были разрушены. Но завод имени Ильича будет восстановлен на современном технологическом уровне, а «Азовсталь» планируется превратить в рекреационную зону.
Потеря Мариуполя стала и для владельцев предприятий, и для Украины серьезной потерей. Оборотных средств стало не хватать. Перегрузка железнодорожной инфраструктуры в военных целях и потеря портов усложнили логистические цепочки. Дефицит энергоресурсов привел к вынужденной остановке основных производственных процессов. Стоимость электроэнергии возросла, её приходилось импортировать из ЕС. Лишь к февралю 2023 года энергосистема Украины вышла на бездефицитное производство, но ситуация не устойчивая. Катастрофически упало внутреннее потребление и экспорт. Поскольку на Украине, как инструменту гибридной войны с Россией есть потребность Запада, металлургам заявили о намерениях облегчить доступ украинских товаров к своим рынкам Евросоюз, США, Великобритания, Канада и Австралия. Но обещать — не значит жениться.
В результате действий Киева и стоящего за ним коллективного Запада, начавшийся военный конфликт привел к потерям украинского горно-металлургического комплекса, по разным оценкам, в размерах 70-85% мощностей. При нынешнем режиме металлургическую промышленность Украины ждёт стабильная деградация. Потребности в ней на Западе нет. Украина существует в коматозном состоянии пока в ней есть потребность. И в металлургической области отражаются все нынешние проблемы государства. А ее состояние — закономерный результат действий преступной власти.