Президент России Владимир Путин на днях сказал, что «тренд многополярности будет только усиливаться, а те, кто этому противится, проиграют». Чтобы убедиться в правоте этих слов, достаточно отследить результаты визита главы МИД России Сергея Лаврова в Латинскую Америку.
Этот континент еще совсем недавно называли «задним двором США», потому что североамериканцы распоряжались там, как у себя дома — беззастенчиво вмешивались в политику. Грабили экономику и навязывали свои нравственно-культурные ценности. Чем и заслужили уничижительное название «гринго» и у большинства населения вызывают ненависть и презрение. Как у нас «америкос» и «пиндосы».
А вот вам итог визита Лаврова. Сразу общий — везде он был принят на самом высоком уровне первыми руководителями стран и обсуждал весь спектр двусторонних отношений и планетарных проблем. В Латинской Америке глава МИД РФ был полновесным представителем всей России и ее президента Путина, который бросил вызов североамериканоцентричному монополярному миру под эгидой США.
Кроме того, в Бразилии он передал приглашение президенту Луису Инасиу Луле да Силва посетить Россию, обсудил идеи лидера страны по украинскому урегулированию и договорился развивать связи в мирном атоме, энергетике, технологиях и военно-техническом сотрудничестве.
В Венесуэле встретился с тамошним президентом Николасом Мадуро, передал ему послание Путина и напомнил про приглашение посетить Россию, договорился, что стороны будут наращивать связи в нефтедобыче, разработке газовых месторождений, а также заверил, что Москва поможет Каракасу стать менее зависимым от прихотей и «хотелок» США.
В Никарагуа встретился с президентом Даниэлем Ортегой, и стороны решили провести заседание межправительственной комиссии в июне на Петербуржском международном экономическом форуме (ПМЭФ), а также договорились, что страны будут развивать связи в сферах инвестиций и торговли, что очень важно для Никарагуа.
На Кубе Лавров встретился не только с действующим президентом Мигелем Диас-Канелем Бермудесом, но и был принят символом кубинской революции 91-летним Раулем Кастро. И стороны договорились, что премьер-министр Кубы Мануэль Марреро Крус приедет на ПМЭФ, чтобы Россия и Куба окончательно согласовали условия реструктуризации обслуживания прежнего кредита России, а также обсудили новый — на покупку пшеницы в России.
После этого Лавров отбыл в Нью-Йорк, где будет председательствовать в Совбезе ООН и встретится с генсеком этой организации Антониу Гутерришем.
Итоги визита Лаврова подтвердили, что планета уходит от монополярного мира с США в качестве главного гегемона и фронтмена коллективного Запада. Потому что устарела прежняя главная линия противостояния интересов и устремлений. Теперь на планете друг другу противостоят не Запад и Восток, а Север и Юг, который все чаще употребляется в дискуссиях с прилагательным «глобальный». Латинская Америка, Южная Азия во главе с Индией и Пакистаном, Африка с ЮАР и Египтом с надеждой смотрят на Россию, уповают на ее связи и сотрудничество с Китаем в деле «перепрошивки» этого мира с монополярного на многополярный, в котором есть несколько центров силы и больше равноправия.
Если смотреть на современную геополитику схематически и понимать, что сопротивление «золотого миллиарда», сосредоточенного на коллективном Западе и примкнувших к нему Японии и Южной Кореи, будет только нарастать. Потому что Запад, по словам слабо вменяемого евродипломата Жозепа Борреля, смотрит на себя, как на «цветущий сад», вокруг которого жадно и бестолково теснятся «джунгли».
Так вот, «джунгли» не хотят больше существовать в таком уничижительном качестве. Поэтому вся надежда на многополярный мир и отказ от предложенной Западом неоколонизации — новой системы ограбления «периферии». Тех же Севера (России), Востока (Китая) и глобального Юга.
Вот что по этому поводу в отношении США и Европы сказал глава МВД Турции Сулейман Сойлу от имени части глобального Юга — Турции, которая формально входит в коллективный Запад как член НАТО: «Не существует такого понятия, как Европа, не надо об этом думать. Есть Америка. Европа – это мул в конвое Америки. В ней нет ничего особенного. Европа не может вынести рациональное суждение от своего имени. Америка теряет свою репутацию. Весь мир ненавидит Америку. Европа является пешкой Америки в Африке. Все африканские государства ненавидят государства, которые их эксплуатируют, включая Францию. Дорогие друзья, я хочу сказать вам, что игра изменилась. Самая большая задача Турции — это достижение ее полной независимости. Турция решает эту проблему вместе с Тайипом Эрдоганом».
Самым показательным свидетельством того, что США теряют как свою былую хватку (им пока удается выстраивать союзников по стойке «смирно» и тупо следовать в фарватере американской политики), так и свое былое влияние. Это и выражается в том, что даже в так называемом «украинском вопросе» — в войне Украины, натравленной на Россию, — союзники США проявляют все больше и больше и самоуправства и формализма.
Сейчас главная задача коллективного Запада с подачи США — это накачивание Украины оружием, чтобы она как можно дольше и ожесточеннее вела войну, цель которой обозначена предельно ясно — «нанести стратегическое поражение России».
Однако даже европейские союзники смотрят на поставки оружия, с одной стороны, как на подтверждение лояльности США и верности идее западной солидарности, а с другой — как на формальное средство откупиться. Союзники не хотят воевать на Украине в полную силу, не желают схватки с Россией и Китаем даже в режиме НАТО и потому поставляют Украине оружие так, словно отбывают вынужденную повинность по принципу «на тебе, Боже, что мне не гоже», отсылая либо старье, либо в таком количестве, чтобы Киеву хватало вести изнурительные оборонительные бои, мечтая о победном «контрнаступе».
Кто не верит, может поинтересоваться у украинских авторов этой геополитической замятни и склоки: Украина как бы хочет наступать, США и вожди НАТО гонят ее на это дело, но она не может. «И конь устал, и все остальное не встало», — шутят бойцы спецвоенной операции (СВО) в окопах, оценивая перспективы украинского наступления.
Кто этого не понимает или не хочет понимать, тот действительно может проиграть по-крупному, пытаясь остановить своей утлой тележкой схождение геополитических лавин. Его снесет либо в кювет, либо на геополитическую свалку истории, как ту же Украину, которая стала первой жертвой «перепрошивки» мира.