Этот факт показывали социологические опросы, в которых 59% респондентов чувствовали продолжающееся ухудшение собственного экономического положения за последние полгода. А до того их было 75%, вероятно, разница в 16% — это те, кто дна уже достиг, и ухудшение для них закончилось. Но при этом 71% опрошенных считают, что дела на Украине движутся в правильном направлении!
Теперь же, по данным исследования «Центра развития инноваций» «Оценка
состояния и перспектив бизнеса на Украине по регионам», где были собраны и проанализированы данные в 15 областных военных администрациях (ОВА) и 125 территориальных громад (ТГ) — 53% опрошенных представителей ОВА надеются на рост деловой активности в 2023 году на 10–20%. Ещё примерно треть опрошенных представителей бизнеса во всей Украине предполагают, что 2023 год изменений не принесет.
Можно ли назвать адекватными такие оценки в стране, потерявшей целые отрасли и значительную часть наиболее эффективной рабочей силы?
Чем дальше от линии боевого соприкосновения, тем менее реальная оценка ситуации у тех, кто остается на подконтрольной Киеву территории: в западных, северных, центральных и южных областях от 13 до 17% респондентов рассчитывают на рост 10–20%, на востоке треть опрошенных ожидает полной остановки бизнеса.
Эти данные из украинского исследования комментирует Виктор Медведчук — известный украинский политик и предприниматель, пожалуй, лучше многих осведомленный в вопросах бизнеса на Украине. «Важно отметить, что перетока («релокации») капитала из восточных областей в западные практически не происходит. Если компании мигрируют, то в основном за рубеж. То есть, национальный капитал, малый, средний и большой бизнес из Украины бежит. Большой бизнес власть объявляет олигархическим и всячески третирует, средний давят налогами, превращая в малый, а малый никак не поддерживается», — пишет Медведчук в своей статье «Террористы и жертвы или особенности украинского национального бизнеса».
Да, переток, если и осуществляется, то в большей степени за рубеж. Это
подтверждают и зарубежные источники. Так, по данным Польского экономического института, на долю украинцев пришлось 45% новых иностранных компаний, открытых в Польше в 2022 году. При этом примерно две трети заявили, что намерены остаться на польском рынке независимо от исхода вооруженного конфликта на территории Украины. Более 50% компаний зарегистрировались в Польше, чтобы продолжить бизнес, который они вели на Украине. За три первых квартала 2022 года граждане Украины зарегистрировали 10,2 тысяч предприятий и 3,6 тысяч компаний с украинским капиталом. За это же время их доля в количестве новых предприятий в Польше выросла с менее чем 1% до 8,5% в сентябре.
В статье, со ссылкой на исследование, отмечается, что на Украине выделялись средства для спасения своего предпринимательства (очевидно, от международных организаций).
В 2022 году в 17 громадах выделялись средства из местных бюджетов по
программам поддержки предпринимательства — от 2 до 501 миллионов гривен. Примерно на такие же программы в 8 областях выделялись средства с объемом финансирования от 8 до 232 миллионов гривен. Но 83% представителей бизнеса сообщили, что им неизвестно о какой-либо программе поддержки предпринимательства в их регионе, потому что Украина — это заповедник коррупции.
Чиновники не боятся быть пойманными — поделятся. Да и вся вертикаль достаточно жестко выстроена, чужие там не ходят. Гораздо страшнее для них не успеть «освоить» средства, попавшие в их управление и распоряжение. Никто из тех, кому позволяют возможности уехать из страны, не видит будущего для себя и своих детей на Украине.
Страну покидает население и бизнес. В большинстве своём без планов
возвращаться при любом варианте развития ситуации. К самостоятельной жизни, без постоянных финансовых инъекций извне, этот организм уже не приспособлен. Необходимо серьезное лечение, каким бы болезненным оно ни было. И оно сейчас идет.