Мы живем в особенное время. Древние исторические события, такие, например, как конец Древней Греции или падение Рима — ничто в сравнении с современным цивилизационным катаклизмом. Тот внешний и внутренний переворот, переживаемый нами сегодня, должен будет покончить со многими нашими верованиями. Хотя сейчас они представляются, как абсолютные истины. Мы — часть общества, которое одновременно с его огромным технологическим прогрессом и резким падением духовного развития человека достигло высшей точки своих противоречий. С этой вершины видны, как обычно, всего два варианта: облака или пропасть.
В мыслях об этом мне пришла идея поделиться некоторым личным опытом.
Воспоминания помогают сохранять некоторую надежду в нынешние времена всеобщего расчеловечивания. Богатейшее меню людоедских рецептов из прошлого теперь удачно притворяется будущим. У меня нет научных доказательств этого, но есть вера. И, несмотря на тысячи поражений и ошибок, человечество продолжит свою историю. Материальные и технологические ресурсы нашего врага, возможно, мощнее. Но у нас имеется в распоряжении другое оружие — воображение и способность постоянно учиться. Это то, чего никто у нас не отнимет.
Вооруженный конфликт между НАТО и Россией является сегодня самым
значительным. Он закономерен в многогранности проявлений этой всеобщей войны против человечества. Об этой войне нельзя судить только из обстановки на одном из полей сражений. Мы должны учесть ещё планетарное разрушение окружающей среды, социальной структуры, образования, культуры, традиций и основ нашего уважительного и рационального отношения друг к другу. Это включает и нынешний
полный отказ от путей духовного самопознания (необязательно религиозного). От стремления узнать главное — кто мы, откуда пришли и куда идем. Это и есть расчеловечивание.
Я благодарен Латинской Америке за ее уроки в моей жизни. Я многому там
научился. Получил не только источники вдохновения, но и некий духовный компас в эти сумерки времен. Одним из таких уроков было мое участие в Гуманистическом движении. Оно возникло между Аргентиной и Чили в конце 1960-х годов. Основал его аргентинский философ Марио Луис Родригес Кобо, более известный как Сило. Это международная организация, создавшая различные аналитические центры, духовные школы и даже политические партии. Деятели партии преследовались сильными мира сего, обвинялись во всем сразу. Собрания запрещались, участники подвергались регулярной клевете со стороны официальной прессы.
Это история поражения, но даже неудачный жизненный опыт поучителен. В
молодости у нас есть одна интересная черта — мы способны впитывать в себя много радости и надежды. Даже если в дальнейшем нас ждут разочарования, мы никогда не сможем полностью исчерпать внутренние ресурсы, и у нас всегда остается что-то на оставшийся путь.
Благодаря этому движению мы начали понимать многие важные вещи. Например, то, что никакие внешние социальные изменения невозможны без внутренних личностных перемен человека. И наоборот, наивно думать, что мы можем изменить себя изнутри, не направляя личные усилия в сторону общества. Мы — структурная и неотъемлемая его часть. Иными словами, только в нашем организованном действии с другими людьми, действием направленном на изменения жизни людей к лучшему, мы можем внутренне расти. Но это «внешнее» действие должно быть результатом трезвого, критического, пробужденного сознания. Наш внутренний мир позиционируется на общество. Мы ведь работаем над своими мышцами, когда делаем ежедневные упражнения, чтобы они не атрофировались? Так же мы обязаны регулярно работать над поддержанием нашего сознания в форме.
То гуманистическое движение было попыткой объединить опыт некоторых
восточных духовных школ с политической практикой западных обществ для
преодоления капитализма. Именно поэтому символом гуманистических партий, возникших из этого движения, стали ленты Мёбиуса, представляющие единство двух измерений (в данном случае внутреннего с внешним), которые превращаются в значок бесконечности.
Помимо кажущегося незначительного влияния на политические реалии мира, Гуманистическая партия Чили оказалась первой легализованной в стране партией. Она являлась оппозицией диктатуре Аугусто Пиночета. Через несколько лет после возвращения в Чили демократии, Гуманистическая партия стала единственной, добровольно покинувшей правительственную коалицию, куда входила. И публично осудила предательство народа политическими элитами.
Сегодня интересно вспомнить упражнение, практикованное нами в то время. Оно называлось «внутренний проводник». «Внутренний проводник» – это идеальные мужчина или женщина, которые живут в сознании и воображении каждого из нас. Они могут совпадать с каким-то реальным, литературным или воображаемым персонажем. Но могут быть одновременной репрезентацией нескольких людей, на которых мы хотели бы походить или к которым мы мысленно обращаемся за советом. Ведь в момент принятия трудного решения важна духовная поддержка.
Эти «внутренние проводники» всегда объединяют в себе три качества: мудрость, доброту и силу.
Мудрость — это не глубокие знания специалиста, ученого или политика. Это знание, идущее из глубины. От совокупности переживаний, являющихся результатом нашего экзистенциального поиска.
Доброта связана с любовью к ближнему. Добрые чувства особенно важны в такие времена, как нынешние, когда царят хаос, манипуляции и релятивизм. Милосердный человек не судит и не наказывает, а понимает корни конфликтов, по- дружески направляет и помогать исправлять наши ошибки. Нельзя близким людям с легкостью рвать отношения из-за пустяков. Именно такая доброта заставляет нас ставить себя на место другого, проявлять эмпатию.
Сила — глубочайшая убежденность в том, что правящая ныне миром система основана на совершенно ошибочных предпосылках и ценностях. Она опирается на различные виды насилия, лжи и дискриминации. Именно от этой силы — наше понимание того, что изменения к лучшему вполне возможны и зависят только от самого человека. С верой в себя и объединяясь усилиями с другими, можно действовать в пользу более достойного, мирного и человечного будущего для всех.
Упражнения по «настройке» или «конфигурации» «внутреннего проводника» казались нам важным инструментом нашего сознания. Мы воскрешали в себе то, что всегда нам было известно, просто «спало» в нас, «убаюканных» рекламой, пропагандой и разными внешними стимулами манипуляции. В самых сложных жизненных ситуациях, подобных тем, которые мы переживаем в нынешний момент всеобщего кризиса, возникают большие сомнения и трудные вопросы к себе. А в глубине сердца всегда найдется ответ на то, как лучше поступить. «Внутренний проводник» — лишь инструмент для того, чтобы легче вывести наружу то, что мы всегда носим в себе.
Может быть, всё это — просто ностальгические воспоминания. Юное наше время, когда, едва выйдя в мир и почти не зная его, вдохновлялись первой любовью и новыми дорожными пейзажами! Мечтали быть революционерами. Между звездами и нашими протянутыми пальцами оставалось всего несколько сантиметров, ведь мы, наконец, обнаружили, что Революция — это нечто совершенно иное. Революция оказалась не долгими и скучными собраниями, где хором повторяются правильные и пустые слова окаменевшей доктрины «реального социализма». Это путешествие сначала вовнутрь себя, а затем в далекие и неизвестные миры, с их экзотическими и поразительными обитателями. Беседы в пути с Марксом и Гурджиевым о поэзии, как нашем единственном способе проверки надежности новых дорог. Там находилось пространство прошлого, в котором преобладали элементы поиска и рациональности. Мы могли ни в чем между собой не соглашаться, но все мы говорили на одном языке и прекрасно понимали друг друга.
Всегда говорится, что «незнание закона не освобождает от ответственности». Объяснять это становится все труднее. Очень сложно говорить о знании какого-то текста, если у собеседника проблемы с чтением и тем более с пониманием. Сегодня бытует: «Ой, а я не знал, что это незаконно… ведь все так делают…». Вокруг царит повседневная механика общества потребления, пропагандируемая и навязываемая людям как единственный общий и высший закон жизни. Как теперь настраивать нашего «внутреннего проводника»? Из чего?
Последние десятилетия стали школой для обучения всем видам
приспособленчества. Уже есть поколения, которые из-за систематического
уничтожения памяти и культуры остались без каких-либо этических ориентиров (отличимых от моральных). Нынешний неразделимый союз фашизма и неолиберализма стал возможен только благодаря этой когнитивной работе, оторвавшей и отбросившей человека от его свободной, творческой и бунтарской сущности.
В строительстве многополярного мира, где будет место для всех культур, языков и путей контакта со священным, мы должны продолжать искать опыт, выходящий за рамки банального и обыденного. Вульгарные проповедники «конца истории» не понимают человека. Все кризисы совершенно необходимы для роста, и в этот раз у нас появляется реальная возможность выйти из предыстории. Для этого мы должны многому научиться. Я до сих пор не знаю, насколько мы ошибались в наших поисках душевности в человеке, но уверен, что это были самые счастливые годы моей жизни.
Ввиду всего вышесказанного, возникает вопрос о власти. О ее предопределенности, легитимности и предназначении. Но об этом в следующий раз.