Последняя сезонная распродажа. Президент Владимир Зеленский 20 июня
подписал закон о возобновлении большой приватизации.
С молотка пойдет всё. Теперь никто помешать не сможет, но и реальных инвесторов никто не ищет.
Как и всё на Украине — приватизация политическая. Политическая нация,
политическая «церковь». Теперь и приватизация политическая.
Ни один реальный инвестор, планирующий долгосрочную работу приобретенных активов, не будет вкладывать свои средства в предприятия на территории, где власть не гарантирует свое существование в любой перспективе, где идут боевые действия и проблемы во всем — в сырье, энергии, логистике, кадрах. Впрочем, реальный бенефициар всё же будет.
Аукционы по продаже крупных государственных активов якобы на период военного положения были заблокированы соответствующим законом в июне прошлого года. А не крупные приватизировать никто не мешал и в военное время.
Напомним, что уже в конце июля 2022 года Верховная Рада приняла закон о
возобновлении приватизации. Тогда в список на продажу попали более 60
госпредприятий.
Что обычно приватизируют? Госсобственность, которая работает не эффективно, с долгами, невыплатами зарплат, с проблемами со сбытом и пр. Так обычно объясняют необходимость приватизации в учебниках и когда нужно сверстать «правильное» общественное мнение. Впрочем, основным критерием эффективности в условиях капитализма является получение прибыли в интересах ограниченного числа собственников. На практике же, на Украине, как и в других республиках бывшего Союза, приватизировали в первую очередь то, что работало как часы и стабильно приносило прибыль.
На Украине приватизация в военное время продолжилась с продажи на аукционах хлебокомбинатов и спиртовых заводов. Объяснение нашли в соответствии с уровнем цинизма киевского режима. «Сейчас мы считаем важным начать приватизацию, например, комбинатов хлебопродуктов, спиртовых заводов, тех объектов, которые могут помочь Украине решить проблему с зерном, его хранением и переработкой», — заявляла на тот момент ВрИО главы фонда государственного имущества Украины Ольга Батова.
Производство спирта — обычно прекрасный источник поступлений в казну, сделать его убыточным даже в военное время крайне сложно, но можно. И только умышленно. А обеспечение хлебопродуктами — важнейшая задача правительства. И уж точно для этого нужна не приватизация, а, скорее, национализация.
Но то дела годовой давности. Дошло дело и до крупных предприятий.
В соответствии с законопроектом Верховной Рады №8250 от 30 мая разрешено проводить приватизационные аукционы по продаже крупных государственных активов, стартует реорганизация структуры Фонда держмайна и определяется распорядитель подсанкционным имуществом.
Фонду госимущества по решению Высшего антикоррупционного суда будет
передано имущество, на которое наложены санкции. Фонд сможет принимать управленческие решения (приватизация, продажа, аренда или управление), а средства будут направлены в Фонд ликвидации последствий вооруженной агрессии.
В июне Фонд госимущества принял решение ликвидировать 1278 государственных предприятий из 2364, находящихся в его управлении.
В апреле глава ФГИ Рустем Умеров заявлял, что после возобновления «большой приватизации» в бюджет Украины может поступить до $400 млн до конца года. На фоне подачек от международных спонсоров войны на Украине эти суммы, как драже бегемоту — никто их не ощутит. И в предыдущие годы приватизация приносила совершенно незначительные суммы. Так, в 2021 году от неё в бюджет поступило $186 млн, в 2020 — всего лишь $82 млн. Суммарно за 2020-21гг., по информации от ФГИУ было выручено больше, чем за предыдущие 7 лет после госпереворота.
Теперь же всю «рекордную сумму» собираются получить за выставленные на аукционы Одесский припортовый завод, производитель титана ОГХК, Запорожский титаномагниевый комбинат, производителя инсулина «Индар» и Центрэнерго. Притом, что только один Одесский припортовый ещё после госпереворота по уже заниженным ценам оценивался в $2 млрд. Аукционы по продаже этих активов могут состояться в третьем квартале 2023 года. Также в фонде надеются заработать $190 млн от сдачи в аренду государственных сельхозземель.
После февраля 2014 года на Украине делается всё, чтобы активы были переданы в «правильные» руки. Сначала были отсечены те, кто мог дать достойную цену – представители российского бизнеса, т.к. многие украинские предприятия были включены в технологические цепочки в рамках традиционной кооперации и специализации. Но пришло время сказать и местному крупному бизнесу — «мавр сделал своё дело…».
Дошло и до «национального достояния», как было принято называть
газотранспортную систему Украины. Депутат Рады от фракции «Голос» внес
законопроект про передачу газотранспортной системы Украины под внешнее управление. В качестве необходимости принятия такого законопроекта было указано, что он согласован с западным энергетическим лобби и является требованием МВФ. И любые попытки внести изменения в законопроект будут рассматриваться как невыполнение обязательств перед МВФ, что для Украины просто невозможно.
Кто выиграет от приватизации? Пожалуй, такие структуры, как BlackRock и связанные с ними. Финансовые ресурсы безлимитные, а затраты минимальные. Западу на Украине необходимо повышение качества управления всеми процессами — от экономических до военно политических и социальных. Приватизация помогает концентрации ресурсов под единым центром управления Украиной в расчете на долгосрочное противостояние с Россией. И чем бы конфликт не закончился, у новых хозяев будет повод претендовать на активы, на присутствие на территории, на компенсации, в конце концов. Лучшей цены, чем в условиях военного положения и ведения на территории остатков страны вооруженного конфликта не получить.