Я шёл, чтобы благодарить. За свободу. За радость встречи с близкими. Поскольку именно с его благословения начался мой путь к освобождению.
В понедельник, 26-го июня меня принял Святейший Кирилл Патриарх Московский и всея Руси. Сегодня его имя редко упоминают на моей Родине — Украине. Если священник за Богослужением назовёт его Великим Господином и Отцом, у батюшки могут быть серьёзные неприятности. То есть, нам, православным Украины, предписано отказаться от своего отца. Возможно, нам даже дадут нового. Но не в моих правилах отказываться от близких.
Помню приезд Святейшего в Киев. Солнечный, золотой день. Тысячи людей в Киево-Печерской лавре. Блеск архиерейских облачений. И мощный хор голосов: «Наш Патриарх — Кирилл!». Так вот, для меня ничего не изменилось. Он — мой Патриарх.
Сначала было немного тревожно. Потом Его Святейшество вошёл, я попросил благословения, не очень умело проговорил слова благодарности. Услышал добрые слова в ответ. Увидел как будто давно знакомую улыбку. А потом…Потом мы проговори почти вдвое больше положенного по протоколу времени. Говорили о том, что больше всего волнует Патриарха — о положении его паствы на Украине, о настроениях священства, о тех, кто за веру арестован и преследуется в судах.
Святейший умеет слушать. Смеётся, когда смешно. Как близкий, родной человек.
Посреди разговора несколько раз мелькала мысль: сколько же грязи, клеветы, откровенной лжи излито на вас, Ваше Святейшество! А с другой стороны, кто из ярких, значительных людей Церкви избежал поношений? Мне кажется, Господь так отмечает Своих.
Всё же главное удалось сказать. Церковь Христова на Украине жива. Она молится. Она не верит манипуляторам и соглашателям. И лучшая её часть хранит верность своему Великому Господину и Отцу.
Когда мы прощались, Святейший подарил мне икону Сергия Радонежского и сказал:
— Вы должны рассказать о пережитом. Должны свидетельствовать.
Признаюсь, я и сам так часто думаю. Только бы дал Бог сил. Молитвами нашего Патриарха.
Специально для «Другой Украины» писатель, православный публицист Ян Таксюр.