Волынская резня: трагедия, которую нельзя забыть - Другая Украина
Предыдущая статья
Следующая статья

Волынская резня: трагедия, которую нельзя забыть

11 июля

Весной 1943 года на Волыни (территория современной Западной Украины), оккупированной немецкими войсками, начались масштабные этнические чистки. Думаете, эта преступная акция — дело рук гитлеровцев? Нет. Эту жестокую преступную акцию проводили боевики Организации украинских националистов (ОУН). Их главной целью было «очистить» территорию Волыни. В первую очередь, физически уничтожалось польское население, а заодно, и евреи, белорусы и русские. Апогей резни пришелся на 11 июля 1943 года, когда военизированные отряды ОУН-УПА (Организация украинских националистов — Украинская повстанческая армия, запрещенная в России) скоординированно атаковали около 100 населенных пунктов, жестоко расправились с местными жителями. 

Как это происходило? Отряды ОУН брали польские села в окружения, отбирали имущество и убивали всех без исключения: женщин, стариков, младенцев. Напоследок дома поджигали и на месте кощунств и произвола оставались только обгоревшие развалины. 

Неугодных, которые жили в одних селах с украинцами, тоже не щадили: по наводкам добродушных соседей оуновцы пробирались ночью в дома людей «неправильной» национальности и жестоко лишали их жизни. 

Почему оуновцы не гнушались зарубить топором старика или младенца? Откуда такая жестокость? Однозначного ответа нет. Однако есть несколько ключевых факторов, которые абсолютно точно оказали влияние. 

  • Во-первых, в ОУН-УПА изначально принимали патологически жестоких мерзавцев: для новобранцев ОУН-УПА убийство поляка было своего рода пропуском в ряды украинских националистов.
  • Во-вторых, всем массовым колаборационистам, воевавшим на стороне Гитлера, обещали независимость и собственное управление или место в Рейхе. 
  • В-третьих, циничная человеческая зависть. Ряды ОУН состояли в основном из бывших батраков и голодранцев. Нападали же они на людей, которые жили более зажиточно. 

В жилах стонет кровь, когда читаешь воспоминания очевидцев. Один из первых зверства украинских националистов описал в своих воспоминаниях боец местной польской самообороны на Волыни Чеслав Пиотровский: «Всем жертвам накрепко связали колючей проволокой руки сзади и ноги, перенесли в зал огромный пень для колки дров и при свете нескольких керосиновых ламп на этом пне всем по очереди отрубили головы… В залитый кровью пень была воткнута на проволоке написанная на белой бумаге записка на украинском языке: «Такой будет смерть всех ляхов».

Есть сведения о целом ряде казней и пыток для детей и беременных женщин. Например, прибивание ножом к столу за язык маленького ребенка, так, чтобы он ногами не касался пола.

После истязаний некоторых жертв палачи оставляли в живых. Толпы изувеченных людей на улицах Владимира-Волынского вспоминает Зыгмунт Магуза:

«Когда я прибыл во Владимир, он уже был переполнен беженцами. Они представляли страшный вид. Они были в крови, с отрубленными руками, а некоторые — с выколотыми глазами».

Только вдумайтесь: несколько десятков тысяч человек умерли мучительной смертью за то, что родились поляками и жили на украинской земле. 

Спустя 70 лет Украина и Польша пытаются вычеркнуть трагедию со страниц своей истории. Почему власти Украины выбирают путь исторической амнезии, вполне очевидно: Украина хочет продолжать получать подачки от Польши и сохранять образ исторически угнетенного государства для мирового сообщества. На Украине из жестоких убийц — боевиков ОУН-УПА сегодня сделали национальных героев, а один из главных инициаторов — Роман Шухевич, удостоен звания Героя Украины. Однако, поведение польских властей в контексте отношения к трагедии не совсем понятно: к 65-летию «Волынской резни» польский сейм отклонил проект постановления, подготовленный Польской крестьянской партией, в котором ОУН и УПА обвинялись в геноциде и массовых убийствах. Президент Польши Лех Качинський не стал принимать участие в мероприятиях, посвященных памяти этих событий. Забыли поляки и о том, что советские партизаны защищали волынских поляков от нападений бандеровцев. Настолько, что маршал Бронислав Коморовский позволил себе абсурдное заявление: «А не имеем ли мы тут дело с длинными руками России?»

Забывать погибших семьдесят лет назад от рук жестоких убийств и превращение палачей в героев — кощунство, которое нужно немедленно остановить, хотя бы потому, что история любит напоминать о неусвоенных уроках, а непрочитанные книги со временем начинают мстить. 

Поделиться
Отправить
Класснуть
Меню