При слове «зерновая сделка» многих начинает трясти, настолько тема продления или прекращения сделки политизирована.
Это происходит не случайно. Для понимания: Россия и Украина поставляют на мировой рынок 75% подсолнечного масла, 29% — ячменя, 28% — пшеницы и 15% — кукурузы.
Почти 50 стран зависят от российской и украинской пшеницы как минимум на 30%.
26 стран зависимы более чем на 50%. Цена вопроса для многих очень велика, как и желающих поиграть в большую политику на такой вкусной теме.
США устами Блинкена настаивают, чтобы зерновую сделку продлили как можно скорее.
МИД России официально уведомил турецкую и украинскую стороны, а также секретариат ООН о прекращении «зерновой сделки».
По логике, это должно означать:
- отзыв гарантий безопасности судоходства в Черном море;
- сворачивание морского гуманитарного коридора;
- восстановление режима временно опасного района в северо-западной акватории Черного моря;
- расформирование координационного центра в Стамбуле.
Как будет на самом деле? Как говорится: вскрытие покажет.
Вариантов развития событий достаточно много, и все они не очень хорошие. Может случиться все: от очередных переговоров до серьёзной конфронтации в акватории Чёрного моря.
Что мы имеем на сегодняшний день:
Украинская зерновая ассоциация (УЗА) оценивает потенциальный урожай 2023 года на уровне 68 млн т зерновых и масличных, что на 7,9% меньше, чем в 2022 году (73,8 млн т), и на 36% меньше рекордного урожая 2021 года (106 млн т).
Как мне кажется, прогноз очень оптимистичный.
Если учесть, что население Украины значительно сократилось в связи с миграцией, то экспортировать можно больше.
Конечно, транспортировать такое количество зерна по сухопутному маршруту практически нельзя: возможность железной дороги и зерновозов не безгранична, а хранить такие объёмы зерна попросту негде.
Мощности топ-15 элеваторов составляют меньше 21 млн т.: собрать урожай — это одно дело, но гораздо важнее сохранить и реализовать его.
Конечно, цена вопроса зернового коридора для Украины очень велика.
К тому же многие аграрии понимают сложность сложившейся ситуации: ищут обходные пути, создают фирмы-однодневки, используя коррупционные схемы, всеми возможными способами вывозят зерно в Европу.
При этом украинские аграрии готовы серьезно уступить в цене: попросту демпингуют.
Отсюда и скандалы, протесты европейских аграриев. Все дело в деньгах: каждый спасается как может, временно забывая про общие ценности.
Скажу откровенно, меня эта тема очень напрягает, потому что все провокации третьих стран, в частности британцев, направлены на эскалацию и расширение зоны конфликта.
Казалось бы, зачем украинской стороне в преддверии окончания срока зерновой сделки подрывать Крымский мост, если цена вопроса зерновой сделки столь велика? Но это же происходит?!
Мост взорван, сделка прекращена, Украина без транспортного коридора, Россия готовит адекватный ответ на террористический акт, а британцы очень даже довольны ходом развития событий.
У них в этой сделке нет интереса: дети Африки их никогда не волновали, интересы Украины они с легкостью проигнорировали.
А еще они понимают, что разрыв сделки, прежде всего, ударит по Европе, Китаю и Турции.
Я думаю, что при таком количестве внешних политических игроков вокруг Украины, выйти на какой-то конструктив сложно.
Начинать надо с малого: убирать из игры всеми имеющимися возможностями тех, кто играет на этом поле и не несёт при этом издержек. Что-то мне подсказывает: первыми должны стать британцы.
Специально для Другой Украины политик, общественный деятель Спиридон Килинкаров.