Среди множества тем, поднятых СВО на Украине, тема политзаключенных стала одной из самых болезненных.
Тысячи людей, знаменитых и безвестных, хорошо нам знакомых и тех, о ком мы никогда не слышали, оказались сегодня в украинских тюрьмах. Сейчас ситуация с политзаключенными намного хуже, чем в любой период с 2014 года.
Тогда еще можно было найти независимых адвокатов, которые решались быть защитниками оппозиционеров.
Тогда можно было выйти на обмен через структуры омбудсменов ДНР и ЛНР, и благодаря этому были освобождены многие наши товарищи.
Сейчас уровень репрессий вырос многократно, а механизмов защиты и обмена практически не осталось.
Нам пишут, что достаточно доноса каких-то повернутых националистов, и абсолютно невиновный человек оказывается за решеткой. Обвинения стандартные: коллаборационизм, отрицание российской агрессии, покушение на территориальную целостность. Коллаборационизмом признается любая, даже давняя и прошлая деятельность человека, связанная с убеждениями в единстве украинского и русского народа. Сотни и тысячи людей сидят уже более полутора лет, многие из них пожилые и больные люди, виновные в том, что где-то сфотографировались с красным флагом или георгиевской ленточкой на акции «Бессмертный полк».
Фактически репрессированы все организаторы «Бессмертного полка» во всех регионах Украины. Правозащитник Елена Бережная и эксперт по энергетике Дмитрий Марунич, левые активисты братья Кононович и православный журналист Дмитрий Скворцов. Им все продлевают и продлевают сроки заключения в тюрьме, и просвета не видно.
Этих людей с совершенно разным политическим опытом и взглядами объединяет одно: их убеждения несовместимы с идеологией бандеровщины и русофобии.
В особую категорию попали люди Херсона и Харьковской области, которые поверили в то, что «Россия здесь навсегда!», и после ухода российских войск попали в застенки по обвинению в сотрудничестве «с оккупантом». Это учителя и врачи, муниципальные служащие и работники коммунальных служб, которые просто остались на своих рабочих местах после прихода России. Сегодня им угрожают сроки от 10 лет до пожизненного заключения «за измену».
О размахе политических репрессий говорит тот факт, что только в одном районном суде Харьковской области за три месяца вынесено более 50 обвинительных приговоров по политическим статьям. СБУ докладывает каждый день об арестах новых «врагов», и, по оценкам некоторых экспертов, число политзаключенных на Украине может составлять от пятнадцати до двадцати тысяч.
Самая большая проблема в том, что не существует какого-то внятного и понятного механизма обмена и освобождения этих людей, хотя, безусловно, эти люди – наши товарищи.
И вот на площадке «РИА Новости» при содействии редакции «Украина.ру» и участии депутата Госдумы Дмитрия Кузнецова создан координационный совет по мониторингу и обмену гражданских пленных.
Уже понятен круг задач и направлений работы. Необходимо составить списки людей, находящихся в украинских застенках, пытаться оказать помощь работе адвокатов, привлечь внимание международных гуманитарных и правозащитных организаций к их судьбе.
Но самое главное, нужно начать, наконец, работу по выработке механизма обмена этих людей на украинских военнопленных.
10 августа состоялось первое заседание рабочей группы Координационного совета, в котором приняли участие известный телеведущий, на себе испытавший судьбу политзаключенного, член Совета по правам человека при Президенте России Кирилл Вышинский; депутат Госдумы Дмитрий Кузнецов; журналист Павел Волков, также отсидевший много месяцев в украинской тюрьме; руководство редакции «Украина.ру» Захар Виноградов и Искандер Хисамов. Я, как председатель Союза политэмигрантов и политзаключенных Украины, также вошла в эту рабочую группу.
Безусловно, стратегических прорывов за месяц после начала работы группы не произошло, но сделаны очень серьезные шаги в этом направлении.
Уже начали формироваться списки политзаключенных на Украине, и в них уже вошли сотни фамилий. Депутат Госдумы Кузнецов, по согласованию с украинским омбудсменом, начал мониторинг условий содержания украинских военнопленных для того, чтобы можно было провести аналогичный мониторинг условий содержания наших товарищей в украинских тюрьмах.
Идут переговоры по формированию списков кандидатов на обмен из числа украинцев, которые находятся как военнопленные в России.
Начата объемная работа по информационному сотрудничеству с иностранными СМИ для освещения политических репрессий, которые устроила украинская власть.
Принято решение о подготовке общественных слушаний по этому вопросу, ведь и в России многие не знают и не понимают глубину трагедии, в которой оказались наши люди на Украине.
По каждому направлению дел выше головы, однако любое движение начинается с первого шага. Люди, которые начали этим заниматься, работают, потому что сам факт нахождения в тюрьмах наших товарищей болью отдает в сердце.
Я думаю, это боль каждого, кого связывают с Украиной тысячи нитей, родственных и дружеских связей, память о нашем общем прошлом и уверенность в общем будущем.
«Своих не бросаем!» — это не просто красивые слова. На самом деле, в этих словах смысл СВО, а значит, мы должны доказать их содержание борьбой за наших товарищей.
Специально для «Другой Украины» председатель Союза политэмигрантов и политзаключенных Украины, член Координационного совета по интеграции новых регионов при Общественной Палате РФ Лариса Шеслер.