В нынешнее время становится все более очевидна недееспособность старых международных институтов, начиная от ООН и заканчивая МОК. Организации, созданные в годы Холодной войны для балансирования интересов двух противостоящих блоков, после развала СССР выродились. В эпоху Pax Americana они превратились в марионетки глобального Запада.
Сейчас ситуация изменилась. Эпоха американо-центричного мира ушла в небытие, однако старые институции оказались неспособными принять новую реальность, продолжая действовать в многополярном мире как в однополярном.
Одним из критиков такого положения вещей выступил президент Бразилии Луис Инасиу Лула да Силва. Он сказал, что война на Украине показала ограниченность Совета Безопасности ООН, в котором три из пяти постоянных членов представляют Западный мир: США, Великобритания и Франция. Таким образом, глобальный Запад всегда имеет перевес. Это определило неспособность Организации Объединенных Наций сыграть миротворческую роль в российско-украинском конфликте, хотя именно это и является главной функцией ООН.
По словам Лула да Силва, большая работа по урегулированию конфликта на Украине сейчас идет через БРИКС. Получается, что эта организация, включающая в себя Россию и основные страны Азии, Латинской Америки и Африки, больше соответствует мировым реалиям, чем ООН.
Также президент Бразилии покусился на святое — доминирующую роль доллара и евро в мировой экономике. Он заявил, что новая общая валюта помогла бы странам БРИКС уменьшить свою уязвимость от недружественных действий Запада.
Если старые международные форматы не желают подстраиваться под меняющуюся реальность, на их место приходят новые. Речь идет не только об ООН, но и о целом ряде других организаций. Например, на прошедшем форуме Россия-Африка была достигнута договоренность о проведении «Игр будущего», которые постепенно могут стать альтернативой крайне политизированным Олимпийским играм.