На приватизации в 90-е вырос не один крупный украинский политик современности. Самые предприимчивые разворовывали госсобственность налево и направо. Предприятия банкротили, создавали систему ваучеров — передел имущества страны проходил на всех уровнях.
Сегодня история, кажется, повторяется: начавшие приватизацию госимущества украинские чиновники сначала распродавали за недорого советское наследие страны, а теперь решили отдать лакомые кусочки иностранным компаниям.
Конечно, общество слышит лишь благие намерения властей. Официальная версия — борьба за семьи героев Украины.
«Украина стоит перед большим выбором: нам нужно пройти зиму нормально. И это не должно стать тем внутренним взрывом, который расколет наше общество и ослабит ситуацию на фронте, потому что воины в окопах будут думать о семье. Как им выжить, если нет света, нет воды, нет тепла? Некоторые стратегические предприятия, на которые государство не может зайти потому, что есть частный собственник, и энергетические объекты должны вернуться под контроль государства. И это не неуважение к частной собственности, это требование военного времени».
Энергетическая стратегия офиса Зеленского поражает своей наглостью. Начали общество кормить реформированием стратегической отрасли сразу после выборов. Приватизацию же, конечно, запустили задолго до господина Зе — еще в 1997. Тогда пошел распил энергетической инфраструктуры от приказа Кучмы и докатился до поддержки начатого европейцем Ющенко. Этих президентов, в свою очередь, поддерживали международные финансовые организации, прежде всего, Международный валютный фонд и Всемирный банк. При Зеленском политические игры продолжились.
На деле приватизация с самого начала не содержала потенциала экономической эффективности. Было несколько вариантов передачи имущества, а именно отчуждение государственных предприятий в пользу физических и юридических лиц, были варианты создания акционерных обществ и корпоратизация. И все это было просто об обогащении олигархических кланов. Действующие депутаты под куполом ВРУ могли рассказывать о важности снижения тарифов, а через доли в «ОблЭнерго» тарифы для населения поднимать и зарабатывать.
В прошлом году Зеленский даже подписывал закон об ускорении приватизации госсобственности на Украине, и теперь все решили обнулить. Почему? Потому что пришло время слить все западным партнерам и инвесторам.
И план этот крайне циничный: сначала общество кормили важностью приватизации. Потом обществу давали надежду на удержание тарифов. В итоге тарифы подняли, компании распродали, а теперь сказали, что нужно государство, мы вернем обратно.
Таким образом, Зеленский кинул всех в угоду американской международной инвестиционной компании «BlackRock», с которой он подписал договоры. Теперь временный президент Зеленский хочет получить, кроме доли и откатов, выполнение своего обещания перед украинцами о деолигархизации, а перед иностранными хозяевами — обещание страну слить.
Что еще стоит внимания, так это контроль самих обещаний власти Зе обществу, которые раз за разом Владимир Александрович дает. Уверяя в важности приватизации, при педалировании темы, он говорил, что все полученные средства будут направляться на финансирование потребностей Украины в восстановлении через специальный фонд. Получается, опять обманул?