Вчера Верховная Рада 267 голосами приняла в первом чтении закон о запрете Украинской Православной Церкви. Факт, конечно, неприятный и не сулящий ничего хорошего УПЦ. Но если отбросить эмоции и взглянуть на ситуацию трезво, то можно увидеть некоторые неочевидные вещи.
Думаю, что украинская власть не ставит себе целью ликвидацию Украинской Православной Церкви. Почему? Сделать это будет очень сложно и рискованно. Принятый вчера законопроект предусматривает ликвидацию религиозных общин, связанных со «страной-агрессором». Но и в уставах УПЦ и в РПЦ указано, что центр управления УПЦ находится в Киеве. А каноническая (духовная) связь с Русской Церковью вообще не может быть предметом светского права.
Согласно тексту законопроекта, ликвидировать религиозную общину можно по решению суда за разжигание межконфессиональной розни. Знаю, зачем такое прописали. Если на приходе батюшка или простой мирянин публично назвал униатов униатами или раскольников раскольниками — это сейчас на Украине считается поводом к возбуждению уголовного дела по 161 статье (разжигание межконфессиональной розни). На этом основании прокуратура подаст иск в суд с требованием ликвидировать регистрацию прихода. Но в том-то и дело, что УПЦ — это 12 000 приходов. Ликвидация каждого в судебном порядке займёт десятилетия.
К этому надо прибавить то, что ликвидация УПЦ, если власть на такое пойдёт, станет горячей темой для республиканцев в США. Они однозначно используют против демократов тезис: вы даете деньги и оружие Зеленскому, а он преследует Церковь. Такой шаг имел бы очень неприятные последствия для украинской власти на международной арене. Ведь ликвидация самой большой в стране религиозной конфессии нарушает не только украинское, но и международное право, которое запрещает любые формы коллективной ответственности. Поэтому если бы УПЦ запретили, то украинская власть получила бы лавину исков в Европейский Суд по правам человека. И таких исков были бы тысячи. Поэтому более чем уверен, что законопроект, за который вчера проголосовали, либо не пройдёт второе чтение, либо не будет подписан Зеленским.
Тогда для чего вчера было устроено шоу? Во-первых, власть кровавого клоуна больше ни на что не способна и ничего, кроме шоу, делать не умеет. А народу сейчас как раз нужно шоу. Распиаренное контрнаступление провалилось с треском. Люди страшно устали от войны. Нужны «пэрэмоги». А если их нет на фронте, что делать? Правильно, показывать борьбу и «победы» над Россией внутри.
Во-вторых, и это главное: громкий скандал, имеющий последствия на мировой арене, режиму Зеленского не нужен, а вот склонить УПЦ к нужным власти решениям — да. Поэтому принятый вчера в первом чтении законопроект — элемент шантажа. Мол, не проклянёте Патриарха и Русскую Церковь — запретим, не провозгласите самочинную автокефалию — запретим, не перейдёте в экзархат Константинопольского патриархата — запретим.
Последнее, мне кажется, и есть настоящей целью антицерковной кампании. К сожалению, в УПЦ есть часть духовенства, готового перейти под Константинополь. Да и заявления Варфоломея о том, что в следующем году он готов встретиться в Киеве с Римским Папой указывают на то, что готовится грандиозная церковная сделка. Жаль только, что от всех этих игрищ будут страдать простые православные украинцы.
Историк, миссионер, участник международного Движения «Другая Украина» Руслан Калинчук.