Последние публичные высказывания президента США Джозефа Байдена не могут не встревожить каждого человека на земном шаре, если этот человек неплохо знает мировую историю и способен к самостоятельному анализу событий. Отрывочные высказывания, которые сами по себе вызывают массу вопросов, выстраиваются в схему политического диктата Вашингтона всему остальному миру. При этом основание для этого диктата вызывает до боли знакомые ассоциации.
Когда Байден обвиняет руководителей других стран в диктатуре, терроризме и агрессии, то почему бы у него самого не взять тест на наличие подобных основ в его собственной политике? И для этого не надо рыться в архивах, а просто проанализировать нарративы, которые президент США выдал публично в самое ближайшее время, и они не успели покинуть новостные полосы. Возьмем из них для анализа три основные.
Нарратив первый. Америке необходим контроль за остальным миром несмотря ни на что.
Тут достаточно просто процитировать Байдена от 19 октября этого года: «Американское лидерство — это то, что держит мир вместе. Американские альянсы — это то, что держит нас, Америку, в безопасности. Американские ценности — это то, что делает нас партнером, с которым хотят работать другие страны. Поставить все это под угрозу, если мы уйдем из Украины, если мы отворачиваемся от Израиля, это просто того не стоит».
Читай, только на Америке мир и держится, только союзничество с США определяет полезность страны и народа, только наши, американские ценности ценны, а остальных просьба не беспокоиться. «Земной шар — это всего лишь переходящий кубок, который достается чемпиону-победителю», — сказал некогда Адольф Гитлер. И чем его мысль отличается от того, что говорит сегодня Байден? Гитлер тоже хотел лидерства своей стране несмотря ни на что.
Нарратив второй. Американцы — особенные люди.
Еще интереснее то, что лидерство необходимо американцам, поскольку они – особенные люди. Берем цитату Байдена из того же источника 19 октября, где он говорит о миссии американцев в украинском конфликте: «Мы, как сказала моя подруга Мадлен Олбрайт, «незаменимая нация»… В такие моменты мы должны напомнить — мы должны помнить, кто мы есть. Мы — Соединенные Штаты Америки. И нет ничего – ничего, что выходит за рамки наших возможностей, если мы сделаем это вместе».
Вот так, читай, американцы просто созданы, в отличие от других наций, для борьбы со злом. И они, «незаменимая нация», точно знают, что — зло, а что нет. Однако и Гитлер поднимал Германию не на войну, а именно на борьбу со злом, не особо уточняя, что это такое: считалось, что нация и сама знает, о чем идет речь: «Зло угрожает каждому человеку и даже ребенку нашей великой нации. Мы должны предпринять шаги по обеспечению безопасности и защиты нашей родины». Кстати, эта лесть о великой нации и недосказанность о природе зла стоили Германии очень дорого.
Нарратив третий. США установят новый порядок с помощью войн.
Слова Байдена о новом порядке еще не сошли с лент новостей. Только Гитлер заявлял об этом несколько ранее. При этом Гитлер понимал новый порядок, как лидерство Германии и ее великой нации. Установить этот новый порядок фюрер рассчитывал войной: «Война — естественное и обыденное дело. Война идёт всегда и повсюду. У неё нет начала, нет конца. Война — это сама жизнь. Война — это отправная точка».
Но Байден предлагает тоже решить вопросы на Украине с помощью войны: «Это разумная инвестиция, которая будет приносить дивиденды для американской безопасности для поколений, поможет нам держать американские войска в стороне от опасности, поможет нам построить мир, который будет более безопасным, мирным и более процветающим для наших детей и внуков».
Таким образом, Байден предлагает инвестировать в войну, в убийство гражданских людей, в разрушения и трагедии, что является исключительно циничным. Насколько такие «инвестиции» разумны и гуманны? Гуманизм Байден видит в том, что американские войска будут в стороне от опасности. Но, во-первых, опасности уже подвергаются миллионы гражданских лиц, в том числе и граждан США, а во-вторых, по американским военным базам уже наносят удары и это только начало, так что отсидеться в стороне не получится.
Байден всерьез предлагает построить такой миропорядок, который будет уничтожать «неправильные» страны и народы по указке избранной элиты. И к этой элите он причисляет себя и свое окружение. В этом мире «недоразвитые», «ущербные», «недемократические» и «террористические» страны и народы будут погибать, в лучшем случае, изолироваться, а «правильные», то есть США и их союзники, будут за счет этого процветать.
И в такой мир, построенный на войнах, убийствах и разрушениях других государств и народов Байден всерьез предлагает американцам вложиться деньгами. Вдумайтесь в этот бред и ахинею для умалишенных. Он утверждает, что США заплатят деньги и дадут оружие, а погибать будут другие. Американцу предлагают: «Ты только внесешь деньги, а украинцы, израильтяне будут воевать за тебя, возможно, погибнут, но ты-то точно останешься в выигрыше». Сегодня американским гражданам предлагают вложиться в две войны и на этом разбогатеть. Ничего нового, подобных предложений в истории было достаточно, но никогда простой гражданин не богател на войне. Подобные обращения начинались с жульничества и заканчивались катастрофой.
И тут как не вспомнить подходящую цитату: «Перед лицом великой цели никакие жертвы не покажутся слишком большими». Кто это сказал — Байден или Гитлер? На этот раз второй, но пафос очень похож. А ведь Гитлер, говоря это, предлагал немецкому народу раскошелиться на свою безопасность и «жизненное пространство». Так и Байден в похожей ситуации, поскольку требует от Америки денег сразу на две войны.
Международные СМИ отметили, что Байден перешел с риторики защиты демократии на конкретные национальные интересы США. То есть, гибель граждан других стран в интересах США не только не осуждается, но и весьма желательна. Что касается идей и принципов, то смысл их не важен перед лицом национальных интересов США. Ну как не вспомнить Гитлера: «Сила христианства состояла, например, вовсе не в попытках соглашения и примирения, скажем, с близкими ему философскими мнениями древних. Она состояла в непреклонной фанатической защите только одного своего собственного учения».
Гитлер искренне считал, что христианство — это не учение о любви, а фанатическое учение, которое искоренило инакомыслящих. Байден и его сторонники примерно так же относятся к демократии и ее принципам. Понимает ли Байден или нет, что он, по сути, призывает Запад к новым крестовым походам? Почему Байден считает, что вооруженные американским оружием люди несут мир и справедливость, а те, кто им противостоит, непременно варвары и преступники?
Вопрос даже не в том, понимает ли Байден, насколько его высказывания близки к высказываниям идеологов нацизма. Вопрос совершенно в другом – понимает ли Байден, куда эти высказывания приведут США, к каким жертвам и репутационным потерям. Скорее всего, нет. Ограниченность современной американской элиты недавно отметил на Валдайском форуме президент Российской Федерации Владимир Путин: «На смену стратегическому мышлению пришло следование краткосрочным корыстным интересам даже не стран и народов, а сменяющихся групп влияния. Отсюда невероятная по прежним меркам холодной войны безответственность поведения политических элит, забывших часто и страх, и стыд, и считающих себя абсолютно безгрешными». И к этой оценке добавить, пожалуй, нечего.
Председатель Совета Движения «Другая Украина» Виктор Медведчук