С праздником народного единства у нас часто путаница: ещё не так давно люди ходили на демонстрацию на Красную Площадь 7 октября. В 90-х День Октябрьской революции отмечать перестали, и он стал просто Днем примирения и согласия. И вот с 2005 года 4 ноября в России начали отмечать новый праздник – День народного единства. Однако далеко не все в нашей стране знают, с чем связана история этого Дня.
Хоть традиция этого праздника для нас достаточно новая, появился он давно. Еще в 1649 году царь Алексий Михайлович сделал 22 октября (4 ноября по новому стилю) – день Казанской Божией Матери – государственным праздником. Народ был твердо уверен, что именно заступничеством Пречистой устояло Русское государство. Что же угрожало нашей стране? Порабощение поляками и католическим Западом.
После смерти Ивана Грозного царём стал его сын Федор Иванович. Но его брак с Ириной Годуновой (сестрой будущего царя Бориса Годунова) был бездетным и после смерти царя Федора род московских Рюриковичей по мужской линии прервался. Собственно, смерть Феодора Ивановича в 1598 году стала началом страшного периода в истории Московского царства – Смуты.
Созванный Земский собор новым царём избрал искусного царедворца и интригана Бориса Годунова. Но царствие его получилось неудачным: на страну одновременно обрушились засуха и эпидемия холеры. И хоть царь старался помочь людям (раздавал хлеб из государевых житниц), народ свои несчастья связывал с тем, что Борис – неприродный царь. В понимании людей того века царь – это почти что сакральная фигура. Он – помазанник Божий, ответчик перед Богом, без царя страна проклята. А раз Годунов не из природного, законного рода Рюриковичей, то вот и карает Бог землю засухой и пошестю.
В такой благоприятной среде стали появляться легенды, что сын Ивана Грозного Дмитрий, умерший в Угличе при загадочных обстоятельствах, на самом деле жив. И стоит только Дмитрию, природному царю, воцариться – все беды страны прекратятся.
Такими настроениями тут же воспользовались поляки: там появился самозванец, которой заявил, что он и есть тот самый чудом спасшийся царевич Димитрий. Кем на самом деле был самозванец, мы не знаем до сих пор. Принято считать, что это был монах-расстрига Григорий Отрепьев. Но Отрепьев был старше Лжедмитрия.
Сандомирский воевода Юрий Мнишек, во владениях которого и объявился самозванец, решил что Лжедмитрий может быть ему полезен. Мнишек женил самозванца на своей дочери Марине, познакомил с нужными людьми в Речи Посполитой и отправил на Русь.
В этот момент умер Борис Годунов (скорее всего, был отравлен), а бояре хоть и присягнули сыну Годунова, но присяге изменили и впустили в Москву Лжедмитрия. Расчет бояр вполне понятен: они прекрасно знали, что Лжедмитрий – самозванец, а значит у него нет своего клана, ему не на кого опереться и он будет игрушкой в руках бояр.
Но поляки, пришедшие с самозванцем в Москву, вели себя как завоеватели, да и сам Лжедмитрий своей политикой очень удивлял москвичей: он пытался вестернизировать Россию (по большому счету он делал то, что потом сделает Петр Великий). Против самозванца возник заговор, возглавляемый князем Василием Шуйским (Шуйские были ближайшими претендентами на престол, поскольку являлись младшей ветвью Рюриковичей). Подстрекаемая Шуйским толпа ворвалась в Кремль и убила Лжедмитрия, а Василия Шуйского провозгласили царём.
Но его царствование оказалось просто провальным: в Стародубе объявился ещё один самозванец – Лжедмитрий Второй (всего их будет восемь), поднялось восстание Ивана Болотникова, впервые за долгое время крымские татары перешли Оку и пограбили русские земли, польско-литовское войско разгромило Тулу, Шую, Тверь, а Лжедмитрий Второй дошел до Москвы и разбил лагерь в Тушино.
Поражение войск Дмитрия Шуйского (брата царя) от поляков под Клушиным, а также появление Лжедмитрия II под Москвой окончательно подорвало власть Василия Шуйского и в этих условиях в Москве произошёл переворот. В результате боярского заговора царь был смещён.
К власти пришёл совет из семи бояр – Семибоярщина. Пытаясь примириться с поляками, Семибоярщина провозгласит царём польского королевича Владислава. Угроза от Лжедмитрия Второго вынудила бояр впустить в Кремль поляков.
Но поскольку ляхи нещадно грабили населения, насаждали католицизм, ряд северо-западных и северо-восточных городов не признали Владислава. Началось народно-освободительное движение: горожане на свои деньги снаряжали войско – ополчение.
Во главе первого ополчения стал рязанский дворянин Прокопий Ляпунов, к которому присоединились сторонники Лжедмитрия II: князья Дмитрий Трубецкой, Григорий Шаховской, Масальские, Черкасские и другие. Также перешла на сторону ополчения казачья вольница во главе с атаманом Иваном Заруцким… Ополчение осадило Москву и даже взяло Белый город в марте 1611 года. Ополчением был сформирован «Совет всея земли», было выбрано временное правительство «Совет всей земли», во главе которого стояли Ляпунов, Трубецкой и Заруцкий. Совет собирал налоги, разбирал распри между дворянами. Однако в результате распри на военном совете восставших казаков Ляпунов был убит.
Второе ополчение в Нижнем Новгороде возглавил купец Кузьма Минин, который пригласил для руководства войсками опытного военачальника – князя Дмитрия Пожарского. В феврале 1612 Второе ополчение двинулось на Москву. Свою ставку Минин и Пожарский разместили в Ярославле (к тому времени остатки Первого ополчения присягнули Лжедмитрию, третьему по счёту) и оттуда организовали систему управления землями, отказавшимися принимать власть поляков и самозванца. Лжедмитрий Третий, окопавшийся в Пскове, к тому же оказался никудышным полководцем и не мог даже отогнать от Пскова польских рейдеров Лисовского. Против Лжедмитрия III возник заговор, самозванца пленили и отправили под конвоем в Москву, где он и погиб по дороге в результате нападения польских «воров».
В августе 1612 узнав о том, что на помощь полякам, засевшим в Кремле, идёт подмога под командованием гетмана Ходкевича, Второе ополчение выдвинулось из Ярославля на перехват Ходкевичу. 22 августа ополченцы, помолившись перед Казанской иконой Божией Матери, разбили войско гетмана и захватили обоз, предназначавшийся для осаждённых в Кремле. 22 октября, то есть 4 ноября по новому стилю, народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, с чудотворной иконой Казанской Божией Матери штурмом взяло Китай-город. Вспышки смуты ещё кое-где встречались, но после освобождения Мининым и Пожарским Москвы угроза Русскому государству тогда была ликвидирована, а Земский собор в 1613 году изберет на царство Михаила Федоровича Романова.
Вот так простые люди, объединенные святым Православием и идеей независимости родной страны сделали то, чего не смогли сделать продажные бояре – спасли Россию!
С Праздником, русские! Историк, миссионер, участник международного Движения «Другая Украина» Руслан Калинчук.