Сегодня, 6 ноября, славная дата в истории нашей Родины: 80 лет назад войска 1-го Украинского фронта под командованием Николая Ватутина освободили Киев от немецко-фашистских оккупантов. Киевская наступательная операция до сих пор остается образцом военного искусства.
Город находился в руках нацистов долгих 778 дней – с 19 сентября 1941 года. Все это время немцы жестоко терроризировали население. Только за два дня, 29 и 30 сентября, нацисты и их пособники с украинской вспомогательной полицией в Бабьем Яру убили 35 000 евреев. Постом, кроме евреев, стали расстреливать цыган, коммунистов, военнопленных… Всего в Бабьем Яру было убито по разным подсчётом до 200 000 человек.
За время оккупации Киева немцами было разрушено 940 зданий, государственных и общественных учреждений, в том числе древнейшая жемчужина – Успенский собор Киево-Печерской лавры, 1742 коммунальных дома, 3,6 тысяч частных домовладений. В результате этих злодеяний больше 200 тысяч жителей Киева лишились крова. Ещё около 100 000 жителей было вывезено на принудительные работы в Германию. Если до войны в городе жило 900 000 человек, то к моменту освобождения осталось 180 000.
Дошло до того, что, зная о приближении Красной Армии и пытаясь скрыть свои преступления, нацисты заставили узников Сырецкого концлагеря раскапывать могилы своих жертв и сжигать трупы.
Что касаемо самой Киевской наступательной операции, то она до сих пор остается образцом военного искусства. Для взятия Киева советское командование сосредоточило 650 тысяч бойцов, а противостоящая немецкая группа армий «Юг» насчитывала 500 тысяч. То есть, подавляющего преимущества по численности, предусматриваемого правилами военного искусства (в 2-3 раза по сравнению с противником), у Красной Армии не было. Как бы сегодня на Украине ни пытались очернять эту великую победу, мол, Красная Армия забрасывала немецкие окопы телами своих солдат, соотношение сил доказывает: мы воевали техникой и умением! Судите сами.
Красная Армия захватила два плацдарма: на юге – Букринский, и на севере – Лютежский. Попытки наступления с юга были неудачными, и тогда советское командование отдало приказ перегруппировать силы с Букринского на Лютежский плацдарм. Советские солдаты должны были форсировать Днепр в обратном направлении на Восток, пройти 200 километров, снова форсировать Днепр в западную сторону незаметно от немцев, в противном случае советское наступление попросту бы сорвалось. Проходила эта переброска в режиме строжайшей секретности: исключительно ночью, при полном радиомолчании.
Мосты, которые построили советские саперы у Лютежского плацдарма, были частично затоплены, чтобы их было не так просто заметить с воздуха, также использовалась дымовая завеса. У Букринского плацдарма, с которого красноармейцы перебрасывались, наоборот, строились деревянные танки, чтобы запутать немцев. Только представьте себе, насколько это была хитрая, искусная операция!
Наступление советских войск началось 1 ноября с Букринского плацдарма для того, чтобы сковать немецкую армию и лишить ее возможности позвать подкрепление. Основной удар наносился с севера, с Лютежского плацдарма (район города Вышгород). 3 ноября начался штурм города, советская армия за первые несколько часов сражений смогла продвинуться вглубь оборонительного фронта на несколько километров, что было значительным успехом. К концу дня прорыв составлял уже порядка 5-10 километров в разных точках с севера и северо-запада от Киева.
К ночи 3 ноября одна из артиллерийских частей, которая занимала центральное место в освобождении города, смогла подойти к пригородам Киева (в районе Нивок), постепенно оттесняя противника. Немцы пытались провести несколько контратак, однако эти попытки не увенчались успехом – советская армия отбивала нападение и продолжала теснить немецкую армию вглубь фронта.
5 ноября командование ввело в бой 3-ю гвардейскую танковую армию под командованием генерал-лейтенанта Рыбалко, которой удалось перерезать шоссе в сторону Житомира. Возникла угроза окружения, и немцы начали отступать. Гитлер попытался остановить отступление и перебросил в район Фастова свою «именную» дивизию «Адольф Гитлер», но остановить натиск советских войск это не помогло.
6 ноября Киев был полностью освобожден от немецких захватчиков, однако на этом Киевская освободительная операция не закончилась. Сражения продолжались еще несколько дней в пригородах столицы, были освобождены значительные территории, а закончилась операция 13 ноября освобождением Житомира.
Громкая, быстрая и героическая победа до сих пор не даёт покоя наследникам и последователям бесноватого фюрера на Украине. На деньги от западных «неправительственных организаций» сочиняются нелепые мифы, самый известный из которых утверждает, будто бы Киев освободили специально к годовщине Октябрьской революции.
Но командующий 1-м Украинским фронтом Николай Ватутин доложил о готовности фронта ещё 1 ноября, а согласно директивам, командование ставило перед войсками фронта задачу взять Киев 5 ноября. Наступление было разработано до мельчайших деталей, вплоть до того, какое подразделение и в каком часу должно занять такое-то шоссе или высоту. Именно потому наступление и увенчалось успехом, а не потому, что любой ценой нужна была картинка ко дню революции.
Но одна важная дата в истории освобождения Киева таки присутствует. Правда, связана она не с Октябрьской революцией, а с Тегеранской конференцией, которая должна была состояться 28 ноября.
Самой обсуждаемой проблемой этой конференции должен был стать вопрос открытия союзниками второго фронта в Европе. Британский премьер Черчилль опять собирался отложить этот момент. Если бы Красная Армия остановилась на левом берегу Днепра, то союзники поняли бы это как слабость, как свидетельство того, что СССР не способен форсировать реку и разбить немцев, а значит, новая граница Рейха теперь по Днепру. Тем более, что Гитлер именно так и предполагал, требуя от своих генералов во что бы то ни стало не дать советской армии перейти за Днепр.
Освобождение Киева показало союзникам, что мы сильны, и поставило вопрос ребром: или мы с вами, дорогие господа, добьем Гитлера вместе, что позволит закончить войну быстрее, избежав ненужных жертв, или если вы не хотите, то война продлится немного дольше, но мы заедем в Европу так далеко, насколько позволит ресурс моторов наших танков и запас горючего. Танки у нас хорошие, а горючего очень много. В результате операция по высадке союзников на западе Франции была назначена на конец весны 1944 года.
Сегодня не просто праздник, когда в Киев вернулись свои. 80 лет назад в Киев вернулась жизнь, которую чуть не отобрали у него нацистские звери. С праздником, киевляне! С праздником, Россия!
Историк, миссионер, участник международного Движения «Другая Украина» Руслан Калинчук.