Рейдерские захваты храмов Украинской Православной Церкви уже лет 10 как стали обычным явлением на Украине. Всё происходит по отработанной технологии: к храму привозят несколько сотен людей, проплаченных активистов и молодчиков из «Правого сектора», «Азова» или других нацистских организаций. Незваные гости проводят «собрание», которое голосует за перевод храма в раскольническую ПЦУ. Боевики болгарками или кувалдами выносят двери, меняют замки, калечат священников и духовенство УПЦ. При этом, полиция никогда не видит никаких нарушений. А через несколько дней местные администрации регистрируют храм уже принадлежащим «общине» ПЦУ.
Только в период с 1 января по 1 октября 2023 года областные и Киевская городская государственные (военные) администрации перерегистрировали в ПЦУ 367 приходов Украинской Православной Церкви. Верные УПЦ вынуждены молиться по хатам и квартирам, в то время как их храмы, их захваченные святыни стоят пустыми. Глава ПЦУ Епифаний (Сергей Думенко) много раз публично врал, что у его структуры так много прихожан, что им просто не хватает храмов, поэтому им срочно надо отдать Киево-Печерскую лавру.
Украинская власть позорно, с нарушением всех возможных законодательных норм, выгнала из Лавры Украинскую Православную Церковь и позволила ПЦУ там «служить». И что же? Когда в Лавре «служит Думенко, то людей централизовано свозят со всей Украины. А когда Думенко нет, то и людей нет. На праздник Крестовоздвижения в Успенском соборе Лавры было всего 7 человек, а в Трапезном храме на Преображение и того меньше. Позорное для ПЦУ фото, которое вы видите выше, вызвало настолько широкий резонанс в медиа, что спикер думенковской структуры Е. Зоря попытался включить «антикриз», заявив, будто у них не стремятся к массовости в храмах. Прекрасная попытка скорчить хорошую мину при плохой игре. А ведь при УПЦ в Лавре на службах были сотни и тысячи верующих.
Проблема отсутствия прихожан в ПЦУ настолько очевидна, что ее признают даже внутри этой структуры. Так, «священник» ПЦУ Нестор Назаров написал, что в Черниговской области настоящая «гонка, чтобы перевести как можно больше общин (из УПЦ – Ред.)». Но, по его словам, «во многих приходах никто не служит, уже 10 месяцев не проводятся службы».
Или вот ещё пару примеров. 11 июня 2023 года, в Неделю всех святых, представители Хмельницкой епархии УПЦ посетили 5 храмов Деражнянского благочиния, которые незаконно были переведены в состав ПЦУ. Это Покровский храм в с. Копачовка, храм Рождества Богородицы в с. Слободка-Кальнянская, Успенский храм в с. Кальна, Михайловский храм в с. Радовцы, Архангельский храм в с. Галузинцы. Оператор снял все эти храмы с 9 до 10 часов утра, когда в них обычно проходило богослужение.
Все они оказались закрыты. Месяцем ранее, 7 мая 2023 года, на воскресной службе ПЦУ в захваченном храме УПЦ Казанской Божией Матери в Хмельницком богослужение было, но… вообще (!) без прихожан.
Доходит до того, что власть уже не пытается лицемерить и переводить храмы в ПЦУ (прихожан у них всё равно нет), а сразу делает музей. Так случилось в Ирпене: горсовет незаконно перевел в ПЦУ старейший храм города – Троицкий (остальные храмы УПЦ в городе закрыты). В тот же день военные выгнали всех из церкви, а храм опечатали. Теперь тут будет заповедник.
И проблемы у ПЦУ не только с прихожанами, но и со священниками. Всё тот же Нестор Назаров задаёт резонный вопрос: «У нас много семинарий, куда потом деваются выпускники? Почему приходы стоят пустые? Такая проблема с кадрами? Как мы ее будем решать?». Ответ он не знает, но вынужден констатировать, что такая же проблема с кадрами «и на западной Украине, там тоже храмы стоят пустые, некому служить. Какие перспективы у ПЦУ, если нет новых кадров?!», – совершенно справедливо вопрошает Назаров.
Кадровый вопрос в ПЦУ взялись решать на скорую руку. Так черкасский «епископ ПЦУ» Иван Яременко организовал заочные курсы для желающих стать «настоятелем» в каком-либо из захваченных храмов УПЦ. Картина настолько печальная, что черкасский «архиерей» ПЦУ готов «рукоположить» тех, у кого хотя бы нет вредных привычек.
Подобные призывы из уст других «архиереев» ПЦУ звучали и раньше. Например, еще в 2019 году «митрополит» Черновицкий и Буковинский Даниил рассказал, что его структура испытывает «нехватку духовенства». Он буквально умолял своих прихожан искать по селам мужчин, которые могут «принять на себя бремя священства». Даниил пообещал, что всему необходимому их научат.
Всё это подтверждает, что в захваченных храмах нет ни священников, ни прихожан: здания есть, а служить и молиться там некому. Как бы ни старались власти и раскольники уничтожить Церковь, ничего, кроме захватов храмов, они сделать не могут. Да, есть какая-то часть «захожан», которым все равно, где святить куличи на Пасху. Но верующий народ никуда не денется, ведь к пустому колодцу за водой не ходят.
Может, в таком случае и раскольникам украинской власти стоит задуматься и называться не «Православной Церковью Украины», а «Пустой Церковью Украины»? Мне кажется, так будет правильнее.
Руслан Калинчук, историк, миссионер, участник Движения «Другая Украина»