Конфронтация в рядах украинского руководства все чаще становится достоянием общественности, но является не отображением процессов на Украине, а неизбежным следствием споров на Западе о том, какой он видит Украину и её руководство после провала всех попыток контр или просто наступления ВСУ. Реальность для тех, кто рассчитывал на военные победы Украины, настолько печальна, что власть в киевском бункере начала искрить. Политика всегда характеризировалась противостоянием внутри политической верхушки и Зеленскому, казалось, удалось невозможное: создать монобольшинство в Верховной Раде и получить подконтрольный парламент и правительство, а в условиях военного положения – зачистить любую оппозицию.
Но вот на Западе после провала украинского контрнаступления всё-чаще задумываются над возможностью заморозки конфликта и временного компромисса с Россией. Но в эту конструкцию не вписывается Зеленский: Россия не будет с ним разговаривать. И западные «партнёры» Украины начали поиск альтернатив Зеленскому. В этом контексте всё чаще звучит фамилия главнокомандующего ВСУ, начальника Генерального штаба Валерия Залужного. У него единственного есть достаточный личный рейтинг, чтобы потягаться за президентское кресло с Зеленским и, очевидно, на его стороне будут военные.
Вот на днях генерал-майор ВСУ Дмитрий Марченко в эфире местного Пятого канала (принадлежащего Петру Порошенко) заявил, что президентом Украины должен быть человек с опытом как у французского генерала и президента Шарля де Голля. Марченко добавил, что очень хотел бы выдвижения Залужного в президенты, и выразил желание работать с ним в одной команде.
Очевидно, что люди из команды Залужного пытаются создать генералу образ спасителя страны, который способен навести порядок и выиграть войну. Но сравнение Залужного с де Голлем – неуместно. Судите сами.
Закончив Сен-Сирское военное училище в 1912 году, де Голль в чине младшего лейтенанта поступил на службу в 33-й пехотный полк, дислоцированный в г. Аррас на севере Франции. Во время Первой мировой войны был трижды ранен. В 1916 г. в бою под Верденом его сочли убитым и оставили на поле боя, из-за чего он попал в плен. В 1919-1921 гг. жил в Польше, преподавал теорию тактики в военном училище г. Рембертув. В 1925-ом году маршал Петен, верденский победитель и непререкаемый авторитет среди французских военных, обратил внимание на молодого де Голля, назначив его своим адъютантом. Но их отношения вскоре разладились: маршал поручил де Голлю сделать доклад о необходимых мерах безопасности на случай будущей войны. Французские штабисты, как и сам Петен, делали ставку на систему укреплений – «линию Мажино», а де Голль доказывал необходимость формирования мобильных частей, указывая, что при развитии и мобильности танковых частей фортификационные укрепления бесполезны.
В 1932-1936 гг. де Голль занимал должность секретаря Высшего военного совета Постоянного комитета национальной обороны. В июне 1940-го года Поль Рейно определил де Голля на высокое место в Министерство обороны, и де Голль сосредоточил все силы на борьбе с гитлеровцами. Но было уже поздно: правительство Рейно отправилось в отставку, а маршал Петен подписал документ о капитуляции Франции. Де Голль добрался до Лондона, где за считанные дни создал организацию «Свободная Франция» и потребовал от британских властей предоставить ему радиоэфир, вещавший на захваченные нацистами земли, а также на территорию режима Виши. Долгие годы для тысяч своих соотечественников, участников движения Сопротивления его голос, голос свободы, впервые прозвучавший 18 июня 1940-го и произносивший пятиминутные речи по два раза в день, оставался единственной надеждой на будущую победу. Свое первое послание он начал в манере французских королей: «Мы, генерал де Голль, обращаемся к Франции». Но тогда же прозвучало и это: «Эта война не ограничивается лишь несчастной территорией нашей страны. Исход этой войны не решается битвой за Францию. Это мировая война».
В августе 1944 года де Голль пройдет по освобожденному американцами Парижу дивизией «Свободная Франция» и бойцами Сопротивления, как победитель, приветствуемый десятками тысяч соотечественников. Став главой Временного правительства Франции, он с опорой на Сталина (американцы и англичане требовали оккупации Франции) добьется от Вашингтона и Лондона сохранения своей страны в статусе великих держав.
Де Голль предпринял ряд действий по повышению роли Франции на международной арене – начал проводить независимую от США и Англии внешнюю политику, пошел на сближение с ФРГ. В 1966 г. Франция вышла из военных структур НАТО.
В том же году де Голль посетил СССР. На встрече с руководством Союза он сказал: «В течение целых веков франко-русскому союзу, к несчастью, слишком часто мешали непонимание или интриги. Однако необходимость этого союза снова возникает при каждом повороте истории. Когда Россия и Франция вместе – они сильны».
Де Голль первым бросил вызов доллару. В 1965 году он официально потребовал от президента США Линдона Джонсона обменять на золото полтора миллиарда наличных долларов, скопившихся в национальном банке Франции, точно по установленному курсу. Выходила фантастическая цифра в 16500 тонн золота – три четверти золотого запаса США. Хозяева доллара ему этого не простили и в 1968 организовали против него студенческие забастовки (ничего не меняется в технологиях организации майданов) и в 1969 буквально вынудили уйти в отставку. В 1970 году лидер непокорённой, свободной Франции скончался.
Теперь сравним с Залужным: способен ли главком ВСУ с опорой на Путина (как де Голль на Сталина) сохранить остатки Украины и заявить, что только с Россией Украина может быть сильной? Ведь, очевидно, что спасти Украину может только союз с Россией. Пока она под Западом, ее в покое не оставят и будут снова и снова бросать в пучину войны. Ответ очевиден: не способен. Может ли Залужный бросить вызов кураторам Украины в США? Нет, не может, поскольку сам является ставленником Пентагона и американского военно-промышленного лобби. Так что же общего у него с де Голлем? Украинская пропаганда скажет, что он также, как и де Голль, будучи «гениальным полководцем», спас Украину от «российского вторжения» весной 2022. Но, позвольте, а что указывает на полководческий талант Залужного? Он не выиграл ни одного сражения: из-под Киева Россия ушла не из-за поражения, а стараясь избежать ненужных жертв и в надежде подписать Стамбульский договор о внеблоковости Украины. Уверен, что под Херсоном и Харьковом имело место то же самое: нам обещали гарантии безопасности и наших интересов на Украине в обмен на «жест доброй воли» как залог переговорной позиции и сохранения лица Западом. Но слова не сдержали. В ходе СВО украинские вооруженные силы не достигли ни одной победы, свидетельство тому – провальное контрнаступление: как только Россия перестает играть в дипломатию на поле боя, у ВСУ ничего не выходит, а их потери в людях и технике ужасают. Как бы ни старалась пропаганда, никакой Залужный не полководец, а просто информационный фантом. Видимо, обманутым украинцам больше нечего предложить.
Историк, миссионер, участник международного Движения «Другая Украина» Руслан Калинчук.