В этом году униаты (Украинская греко-католическая церковь) пафосно празднуют 400-летие со дня смерти своего «святого» — Иосафата Кунцевича. Он у них называется «апостолом единства» и «символом всей УГКЦ». И тут ничего удивительного, ведь греко-католики так и возникли – уния насаждалась силой, кровью и обманом. Особенно много для насаждения сделал именно Кунцевич.
Все мы знаем присказку о том, что история повторяется, но один раз в виде трагедии, второй раз в виде фарса. Поэтому каждый умный человек старается извлекать из истории уроки, чтобы не повторять ошибок, а дурень повторяет одни и те же действия, надеясь на другой результат.
Родился Иосафат Кунцевич в 1580 году во Владимире-Волынском в семье православных, в крещении был назван Иоанном. Его отец был, по одним сведениям, небогатым купцом[1]; по другим сведениям он был простым сапожником[2]. Ещё подростком вскоре после Берстской унии 1596 Кунцевич переехал вместе с родителями в Вильно. Около 1604 года он был пострижен в монашество с именем Иосафат, а в 1618 году становится униатским архиепископом Полоцка. Именно на этой должности начал страшные гонения на православных.
На Кунцевича поступали многочисленные жалобы со стороны православных, в которых он обвинялся в различного рода зверствах. Так, в 1623 году в Варшаве состоялся сейм, на котором выступил православный шляхтич Лаврентий Древинский. Потребовав прекратить преследования православных, он сказал: «Мы ничего не просим, кроме того, что уже более 600 лет нам принадлежит, что, как святыню, всегда сохраняли нам польские короли, что утвердил за нами и сам нынешний король своею присягою при своём восшествии на престол и самим делом, предоставив нашему патриарху посвятить нам митрополита… В Литве Полоцкий архиепископ 5 лет уже держит запечатанными православные церкви Орши и Могилёва. Граждане полоцкие и витебские, которые не могут иметь в городе, по запрещению того же архиепископа, ни церкви, ни даже дома для отправления своего богослужения, принуждённые по воскресным и праздничным дням выходить для того за заставы в поле, да и то без священника, так как ни в городе, ни близ города им не позволено иметь своего священнослужителя… Наконец, вот дело ужасное, невероятное, варварское и свирепое: в прошлом году, в том же литовском городе Полоцке, тот же апостат-епископ, чтобы ещё более досадить горожанам, намеренно приказал выкопать из земли христианские тела, недавно погребённые в церковной ограде, и выбросить из могил на съедение псам, как какую-нибудь падаль».
Даже гетман Ян Сапега, сторонник унии, под влиянием многочисленных жалоб вынужден был сделать выволочку Кунцевычу: «Когда насилуете совести людские, когда запираете церкви, чтобы люди без благочестия, без христианских обрядов, без священных треб пропадали, как неверные, когда своевольно злоупотребляете милостями и преимуществами, от короля полученными, то дело обходится и без нас; когда же по поводу этих беспутств в народе волнение, которое надобно усмирять, тогда нами (имеется ввиду государственной властью – ред.) дыры затыкать хотите!… Печатать и запирать церкви и ругаться над кем-либо ведет только к пагубному разрушению братского единомыслия и взаимного согласия».
Все эти зверства Кунцевича привели к тому, что когда осенью 1623 года он отправился в Витебск, то местные жители при поддержке казаков, Виленского братства и жителей других белорусских городов запинали его насмерть. В 1867 папа Пий IX провозгласил изувера Кунцевича «святым». Но с униатами и Ватиканом все понятно. Знаете, уважаемые читатели, есть такой незыблемый закон: генезис системы определяет её развитие. То есть, к примеру, если какая-то политическая система возникла как инструмент грабежа, то другой она быть не может. Если капитализм на Западе возник как инструмент грабежа колоний – другим он не будет и это мы видим по сей день. То же и с униатами: то, что родилось из предательства и ненависти к святому Православию, до сих пор ненавидит и стремится уничтожить Украинскую Православную Церковь. Евромайдан был направлен на бросок униатов на Восток Украины, а преследование УПЦ режимом Зеленского – на окатоличивание Украины.
Но пафосное празднование в честь Кунцевича, и это особенно смешно и цинично, возмутило…ПЦУ. «Клирик» ПЦУ Виктор Мартыненко написал: «При всем моем уважении к братьям-католикам, приверженности межконфессиональному миру и диалогу, меня глубоко смущает и возмущает показательные почитания годовщины смерти одного церковного деятеля, которого помпезно празднуют в эти дни. Фанатик, маниакальной жестокости которого удивлялись даже единомышленники, сегодня почитается как апостол единства. Вы серьезно? Тот, кто из ненависти к православным даже мертвых выкапывал и выбрасывал псам, «апостол единства»? Преследования, погромы, религиозная нетерпимость, надругательство над святынями – это наследие бешеного полоцкого архиепископа. Неужели он сейчас нам нужен?», — написал Мартыненко.
Надо же, как справедливо, как высоко звучит… Вот только ПЦУ сегодня – настоящие последователи Кунцевича. Пане Мартыненко, вы давно в зеркало смотрели? Это ж ваша структура сегодня избивает священников и верующих Украинской Православной Церкви, выгоняя их из собственных храмов молиться на улице? Это не вы сегодня выбрасываете престолы, облачения и молитвословы на церковно-славянском языке? Не из-за вас ли, лицемеры поганые, ныне тысячи людей прячутся и служат по домам, потому что приезжает полиция и разгоняет богослужения? Так вот не надо пенять на униатов: ПЦУ и УГКЦ – одного поля ягоды, последователи и наследники изувера Кунцевича.
Руслан Калинчук, историк, миссионер, участник Движения «Другая Украина»