Сегодня, 21 ноября 2023 года — годовщина одного из самых трагичных событий в новейшей истории Украины: ровно 10 лет назад в Киеве начался Евромайдан, который стал точкой невозврата для когда-то сильного и процветающего государства.
Запад долго вёл Украину к этому событию. После 1991-го, когда после распада страны миллионы украинцев остались без работы, без уверенности в завтрашнем дне, вообще без понимания, как жить дальше, Запад предложил им красивую сказку (то есть начал предметно работать с социокультурными установками украинцев) о том, что есть Эльдорадо, Поле чудес под названием Европейский Союз. И для красивой и сытой жизни в тот Европейский Союз надо вступить. Украинцы поверили, но не в силу недалёкости, а от безысходности. Ослабленная Россия, к сожалению, долгое время не могла ничего противопоставить Западу на Украине.
В середине 2000-х годов, после победы «оранжевой революции» и прихода к власти команды Виктора Ющенко, евроинтеграционная идея и мысль о принадлежности Украины к европейской цивилизации стали доминирующими в украинской политике.
Виктор Янукович, придя к власти, продолжил политику сближения с ЕС. В июне 2010 года он заявлял, что «курс на европейскую интеграцию не дань моде, а острая необходимость, которая сегодня стоит перед Украиной». В стране формировался консенсус в пользу Евроассоциации, хотя большая часть населения не представляла все нюансы условий разрабатываемого документа. При этом людям никто не объяснял, что экономика ЕС и Украины попросту разная и документ об ассоциации предусматривал фактически ликвидации целых отраслей украинской экономики. По словам тогдашнего премьер-министра Украины Николая Азарова, на внедрения европейских стандартов и технологий в экономику страны перед вступлением в ЕС ей потребуются 160 миллиардов долларов. Таких денег, конечно же, не было. И давать их никто не собирался. Но простые украинцы во всём этом не разбирались, им говорили о европейских зарплатах, создавали иллюзию, будто Украине предоставят полноправное членство в ЕС. А элиты держали деньги на Западе, и на них влиять было легко, плюс политика Януковича, направленная на создание своего собственного клана (чтобы не зависеть от олигархов), т.нзв. «Семьи», многих раздражала.
Вообще, надо отметить, что проблемой всех постсоветских элит была и есть их недалекость и недальновидность, уверенность, что они долго смогут играть с Россией и Западом: Россию пугать тем, что уйдут под Запад, и требовать дешевых нефти и газа, а на Западе говорить, что уйдут под Россию, и требовать кредитов.
Вот и Янукович, получив от России кредит в 13 миллиардов долларов (через год были бы президентские выборы, надо было пенсии и социальные выплаты поднимать, чтобы переизбраться), договорившись об участии «Семьи» в схемах поставок газа и посчитав, что интеграция с Евросоюзом грозит разорением, заявил, что приостанавливает процесс подготовки соглашения с ЕС. По официальной версии именно это решение и стало причиной массовых акций протеста на Майдане.
Но не всё было так просто. К вечеру 21 ноября на майдане собралось несколько сотен студентов и, пользуясь отсутствием Януковича в Киеве (он уехал в охотхозяйство Сухолучье), глава его администрации Сергей Левочкин отдал приказ их разогнать. Специально, как по команде, появились телекамеры, которые на весь мир транслировали картинку: крымский «Беркут» избивает бедных студентов, а они же дети. На следующий день на майдане были уже тысячи людей. Уверен, что разгон студентов был спланированной акцией (в истории майдана их будет много) с целью подставить Януковича. Накануне Левочкин побывал в посольстве США. И вот уж удивительная штука: Запад никогда не вводил против него санкций.
К сожалению, Янукович, вместо того чтобы жестко навести в стране порядок, начал вести переговоры с Западом и с поддерживаемыми Западом же лидерами оппозиции: Яценюком, Кличко и Тягныбоком. Он пытался договориться: отправил в отставку премьер-министра Николая Азарова, предлагая назначить Яценюка, предлагал политическую реформу…не помогало. Да и не могло помочь: его водили за нос, а ситуацию, очевидно, вели к кровопролитию: нужны были сакральные жертвы.
И хоть первые убийства были уже 22 января 2014, кровавая развязка наступила 18 февраля. В Киеве появились снайперы, начавшие расстреливать как беркутовцев, так и майдановцев, которые пытались штурмовать здания государственных органов. Во время стычек 18-20 февраля погибли 78 участников Майдана, 278 получили ранения. При этом больше всего людей, около 50 человек, погибли 20 февраля на Институтской улице рядом с Майданом.
Вот уже 10 лет, а дело о расстрелах на Майдане так и не доведено до конца. Ну, понятно, кто ж его до конца расследовать-то будет, если надо опровергнуть всю ту чепуху, которую рассказывали и до сих пор рассказывают людям на Украине. Расстрелы повергли в шок не только Киев и всю Украину, но и весь мир. Я до сих пор помню, как в луже крови лежали тела 20-летнего парня Устыма Голоднюка и моего земляка из Ивано-Франковска, Романа Гурыка… Вспоминаю, и как-то горько от того, что на крови этих обманутых ребят тварюги делали политику. Ведь и Яценюк, и Кличко, и Тягныбок сразу начали верещать, что по людям стреляют по приказу Януковича. Но, а зачем ему это было надо? Очевидно же, что смерти людей радикализировали бы Майдан, кому-кому, а Януковичу не нужна была эскалация. Просто пока его отвлекали переговорами, Запад и его клевреты на Украине готовили переворот.
Эта технология всегда так работает: нужна кровь, нужны жертвы для того, чтобы радикализировать ситуацию и скинуть неугодную власть. В конце 2017 года итальянские журналисты представили результаты расследования событий февраля 2014 года в центре Киева. В качестве основы материала был представлен фильм с интервью нескольких граждан Грузии, оказавшихся в то время на Украине. Человек по имени Коба Нергадзе вместе с другими гражданами Грузии рассказал о том, что в 2014 году в Киев их направил Михаил Саакашвили
Другой интервьюируемый — Александр Ревазишвили — заявил, что перед ним была поставлена задача по организации провокационных действий в отношении бойцов «Беркута». По словам Ревазишвили, его куратором в Киеве выступал бывший снайпер 101-й десантной дивизии США Брайан Бойенджер. Грузинские снайперы сообщили, что оружие и приказ открыть огонь по людям они получили от Сергея Пашинского (правая рука Турчинова). По официальным данным, было убито 105 майдановцев и 13 беркутовцев. Кто тогда мог подумать, что то была не последняя кровь, что ее, этой крови, за последующие годы будет море…
Расстрелы на майдане достигли эффекта, на который рассчитывали организаторы: Янукович пошел на уступки: возобновление действия конституции Украины 2004 года с внесенными ранее изменениями, формирование правительства национального единства, проведение президентских выборов сразу же после принятия новой конституции страны.
Но лидеры оппозиции исполнять договорённости с Януковичем не собирались. А зачем, если он уже сдался? Со слабым не договариваются, его добивают. И 22 февраля майдановцы захватили правительственный квартал и резиденцию Януковича в Межигорье. Сам Янукович сбежал в Харьков, оттуда в Крым, а потом в Россию. Верховная Рада, нарушив Конституцию, 23 февраля проголосовала за передачу президентских полномочий Александру Турчинову.
Заполучив власть, Яценюк, Тягныбок, Турчинов отправили в Крым и на Донбасс поезда с нацистами-карателями, ведь люди на Юго-Востоке Украины майдан не поддерживали. Они прекрасно понимали, что победа Евромайдана и означает закрытие их шахт, предприятий и новый передел собственности. И в Киеве решили с ними расправиться, порой очень жестоко. Так было в Одессе, где нацисты сожгли противников майдана в Доме профсоюзов.
А против непокорного Донбасса киевский режим бросил войска и нацистские батальоны, что спровоцировало долголетнюю гражданскую войну.
Евромайдан обернулся для Украины не только потерей Крыма, гражданской войной на Донбассе, но и чудовищной убылью населения (если в 2013 на Украине проживало 47 миллионов человек, то в 2023 — 19), катастрофическими экономическими потерями и привёл к ещё более кровопролитному конфликту с Россией.
Вот это и было целью Запада: свергнуть Януковича, переформатировать политическое поле Украины (фактически, начиная с 2014 года, зачищался пророссийский Юго-Восток Украины) и бросить ту несчастную и бедную Украину против России, лишив её хотя бы номинальных признаков суверенности.
Что ж, определённых своих целей на Украине Запад достиг. Но хотя бы в 10 годовщину Евромайдана украинцам надо было бы задуматься о том, стоила ли сказка о европейском будущем таких жертв.
Руслан Калинчук, историк, миссионер, участник Движения «Другая Украина»