В организации Майдана 2013-14 годов, который сначала перешёл в гражданскую войну, а со временем привёл Украину к полномасштабному военному противостоянию с Россией, были задействованы разные силы. Как в своё время в германском гитлерюгенде сумели мобилизовать неорганизованную энергию подростков, так и на Украине понадобились группы местных молодых людей, пропитанных националистическими идеями. Идеально подошли для этих целей ультрас, организованные по принципу бандитских районных группировок. Причём практически все они, включая часть фанатов донецкого «Шахтёра», поддержали Майдан.
Я видел, как формировалось это сообщество в Донецке. И с некоторым удивлением обнаружил, что это ровно такие же профашистски настроенные типажи с не самым богатым внутренним миром, но которых направили в определенное русло, как во Львове или Киеве, да в любом городе Украины, — рассказал в одном из интервью бывший пресс-секретарь ФК «Шахтёр», журналист Руслан Мармазов.
По его мнению, формированием всех группировок ультрас на Украине занималась СБУ, отсюда унифицированный идеологический образ этих фанатских объединений.
Главным костяком Майдана, безусловно, были заблаговременно подготовленные в спецлагерях националисты, но именно ультрас стали ядром местечкового террора и создали в стране ситуацию лавиноподобного и тотального развала органов местного управления.
Так, пришедшие в ряды радикальных футбольных болельщиков, как правило, одинокие и ущербные подростки, не способные реализовать себя в нормальной молодёжной среде и в целом в жизни, вдруг почувствовали себя значимыми членами общества и в итоге решили судьбу огромного самодостаточного государства.
Кем сегодня стали эти люди? Большая часть из тех, кто взял в руки оружие, наверняка, осталась удобрять донецкие степи, другие стали бандитами на службе насквозь изъеденного коррупцией нового украинского режима.
Парадокс в том, что людей, повёрнутых на националистической идее, или даже просто желавших «евроинтегрироваться», на Украине было не так много. Прояви тогда власть решительность, государственный переворот можно было легко избежать. Руслан Мармазов вспоминает:
Самый яркий и заключительный пример из истории прежнего «Шахтёра» — это матч в 2014 году в Донецке с «Викторией» (Пльзень). Трибуна ультрас начала скандировать националистические речовки, а остальные 52 тысячи болельщиков на «Донбасс Арене» ответили: «Беркут! Беркут!.