Миф о голодоморе как любимый инструмент пропагандистов  - Другая Украина
Предыдущая статья
Следующая статья

Миф о голодоморе как любимый инструмент пропагандистов 

26 ноября

Излюбленная тема тех, кто сегодня пытается сделать из Украины анти-Россию, миф о том, что Сталин искусственно организовал голодомор с целью уничтожить как можно больше украинцев. Тем не менее все искусственные доводы разбиваются о реальные факты.

Начиная с 2000 года в последнюю субботу ноября на Украине отмечают День памяти жертв Голодомора. Эта трагедия уже стала частью украинского национального мифа: официальная пропаганда заявляет, что «страшный голод 1932-1933 был спланированным советским правительством геноцидом украинцев», то есть сознательной акцией, направленной на уничтожение украинского народа. 

Этот тезис ещё в 90-е стал частью нагнетания антирусской истерии: мол, жили себе украинцы, не тужили, хлеб выращивали, а клятое правительство в Москве (!) решило их всех уморить страшной смертью — голодом. Значит, русские — враги, убийцы украинцев. Подобные смысловые конструкции активно продвигались в массы. Виктор Ющенко, где бы ни бывал с официальным визитом, открывал памятник жертвам голодомора. При нём был построен мемориальный комплекс и принят закон, предусматривающий уголовную ответственность за отрицание голодомора как геноцида украинцев. Особенно активно этот миф о голодоморе-геноциде эксплуатируют последние несколько лет: киевскому режиму надо как-то разжигать ненависть и заставлять украинцев воевать с русскими, а потом ещё и компенсацию потребовать. Почему миф? Давайте разберемся.

Теория «геноцида голодомором» выглядит неубедительно и с точки зрения поведения сталинского режима накануне, и во время голода. Если бы речь шла о геноциде, то следовало бы действовать по логике нацистов в «еврейских гетто» в годы Второй мировой войны, то есть довести дело до конца, прекратить доступ продовольствия и других материальных ресурсов на Украину. Но этого не происходило. Более того, в 1933 году в общей сложности Украина получила 501 тыс. тонн зерна в виде ссуд.

Почему именно на Украину в 1933 году было направлено из Центра такое огромное количество зерна? Потому что в УССР сложилась наиболее острая ситуация в зерновых районах, поставившая под угрозу срыв посевной кампании, чего сталинское руководство не могло допустить из-за особой роли республики в зерновом производстве страны.

Говоря о ситуации 1932 г. на Украине, необходимо особо подчеркнуть, что ответственность за начавшийся голод и несвоевременную реакцию на него Центра несет в немалой степени украинское руководство, скрывавшее факт массового голода. Об этом красноречиво говорит, например, письмо Сталину секретаря ЦК Компартии Украины Косиора от 26 апреля 1932 года. В нем Косиор писал: «У нас есть отдельные случаи и даже отдельные села голодающие, однако это только результат местного головотяпства, перегибов, особенно в отношении колхозов. Всякие разговоры о «голоде» на Украине нужно категорически отбросить».

Историкам известны документы о том, что Сталин в 1933 году лично санкционировал направление на Украину зерна в ущерб российским регионам. Вот лишь один факт. 27 июня 1933 г. секретарь ЦК Компартии Украины Хатаевич направил Сталину шифрограмму следующего содержания: «Продолжающиеся последние 10 дней беспрерывные дожди сильно оттянули вызревание хлебов и уборку урожая. В колхозах ряда районов полностью съеден, доедается весь отпущенный нами хлеб, сильно обострилось продовольственное положение, что в последние дни перед уборкой особенно опасно. Очень прошу, если возможно, дать нам еще 50 тысяч пудов». На документе имеется резолюция Иосифа Сталина: «Надо дать». В то же время, на просьбу начальника политотдела Новоузенской МТС Нижне-Волжского края Зеленова, поступившую 3 июля 1933 года, о продовольственной помощи колхозам зоны МТС был дан отказ.

Неправдой является и то утверждение, что к голоду привело постоянное повышение советским правительством норм хлебозаготовок. Принятое 6 мая 1932 года постановление СНК СССР и ЦК ВКП (б) «О плане хлебозаготовок из урожая 1932 года и развертывании колхозной торговли хлебом» сокращало план заготовок в наступающем сезоне по сравнению с прошедшим сезоном на 19,3%, а также предусматривало организацию крестьянами торговли излишками своего хлеба.

Важным аргументом против концепции «геноцида голодомором» и особой ситуации на Украине является единый и одновременный в своей основе механизм наступления голода в зонах сплошной коллективизации. Установленным фактом является распространение голодного бедствия в 1932-1933 годах не только на Украине, но и на Дону, Кубани, Южном Урале, в Поволжье, Западной Сибири, в Казахстане. По разным оценкам ученых, от голода погибло до 3 миллионов украинцев, до одного миллиона казахов, до 2 миллионов русских. То есть, как видим, гибли не только украинцы. 

Неубедительна концепция «геноцида Украины голодомором» и с точки зрения демографической статистики, ибо она свидетельствует о пропорциональных размерах жертв голода в его эпицентрах, каковыми являлись все зерновые районы СССР. Сравнительный анализ материалов переписей 1926 и 1937 годов следующим образом показывает сокращение сельского населения в районах СССР, пораженных голодом 1932 — 1933 годов: в Казахстане — на 30,9%, в Поволжье — на 23%, на Украине — на 20,5%, на Северном Кавказе — на 20,4%. Данные переписей показывают, что как минимум четыре региона тогдашней РСФСР — Саратовская область, Автономия немцев Поволжья, Азово-Черноморский край и Челябинская область (Южный Урал) — пострадали больше, чем Украина.

Лживыми являются и рассказы «голодоморщиков», что во время голода не был снижен экспорт хлеба. Реальность же заключается в том, что с декабря 1932 года экспорт хлеба был минимизирован, а с апреля 1933 года — прекращен вообще.

Кроме того, если советское правительство действительно так ненавидело украинцев, что решило уморить их голодом, то зачем в это же время проводило индустриализацию и строило, в том числе на Украине, тысячи заводов, фабрик, научных институтов? Как-то странно выглядел геноцид. 

Уже хотя бы эти приведённые нами факты и цифры говорят, что утверждение о голодоморе как целенаправленном геноциде украинцев не более, чем пропагандистский миф. Голод никто не планировал заранее. Тем более для того, чтобы уничтожить украинцев как народ. Он стал результатом грубейших ошибок, допущенных при коллективизации сельского хозяйства СССР. Но голод вообще не выбирал народы, а был общей трагедией как украинцев, так и русских.

Руслан Калинчук, историк, миссионер, участник Движения «Другая Украина»

Поделиться
Отправить
Класснуть

Читать по теме

Меню