Сегодня, помимо внешних проблем, Америка сталкивается и с внутриполитическим конфликтом. Это накладывает отпечаток и на роль Украины в списке американских приоритетов.
Начиная с октября месяца Байден просит Конгресс выделить 105 миллиардов долларов для Украины, Израиля и якобы смежных вопросов. Однако Палата представителей США приняла законопроект республиканцев о помощи только Израилю. При этом борьба за деньги и Израиль идет путем борьбы то ли за справедливое налогообложение, то ли за внутриполитическое влияние. Финансирование службы внутренних доходов республиканцы сократили, а часть финансирования агентства направили на оплату пакета чрезвычайной помощи Израилю.
На Украину денег не хватило. В Палате представителей используют этот вопрос сугубо для внутриполитического рычага воздействия – каждая из сторон добивается реализации собственных политических амбиций, и конечно же «пилит бюджет. Или кто-то из украинцев считает США «меккой закона и порядка»? В таком случае, могу сказать, что не зря президента Украины Зеленского американское издание Politico определило как «Мечтатель года».
Давайте проанализируем внутриполитический конфликт в Америке, чтобы понять, на каком месте там находится Украина.
В Сенате считают, что поддержка Республиканской партией увеличения финансирования Украины зависит от ужесточения иммиграционного законодательства. Социология напоминает: «Демократы чаще, чем республиканцы (80% против 37%) заявляют, что создание возможности для большинства иммигрантов, находящихся в настоящее время в стране нелегально, является важной целью иммиграционной системы страны. Республиканцы рассматривают иммиграцию как критическую угрозу для страны, заявляют, что ограничение иммиграции делает США более безопасными, и поддерживают использование американских войск, чтобы помешать мигрантам проникнуть в Соединенные Штаты». Как видите, проблем Украины мы здесь не видим.
США привыкли жить в условиях гиперпартийности – это такая форма конкурентной максимизации и политической полезности, когда вроде бы все стороны находятся в жестком несогласии друг с другом. Но при этом этическая приверженность находится посередине политических дебатов. Одним словом, американцы никогда не сделают себе «хуже». И если общая доктрина направлена на дестабилизацию России через Украину, конечно, отступать Вашингтон не будет ни при каких условиях. С другой стороны, во что это выльется у Вашингтона по итогам? Ведь над США довлеет еще и конфликт с Китаем.
Получается, Украина стала тем самым яблоком раздора, из-за которого сталкиваются национальные интересы по всему миру, а главное – интересы США, которые оказались под серьезной угрозой. Пока «икона демократии» вводила незаконные санкции и старалась отжать активы, казалось, что все идет по плану. Но как только стало ясно, что политическая полярность в мире меняется, а конечные цели США в отношении России не могут быть достигнуты, стратеги оказались перед дилеммой. И теперь определить устойчивое единство интересов США по украинскому сценарию, а тем более по так называемой «безопасности» никак нельзя. Ну, или очень сложно.
Что абсолютно ясно, так это то, что у Америки назревает противостояние с Китаем. Так называемый «американский мир» или Pax Americana — период экономической и общественно-политической стабильности больше не стабилен. «Дипломатия доллара» утрачивает способность влиять на мир. К примеру, форма американской внешней политики, направленной на минимизацию использования или угрозы военной силы путем валютного доминирования претерпевает дедолларизацию. В Китае американская банковская машина должна была ограничить сферу действия других держав, увеличить возможности для американской торговли. В итоге «долларовая дипломатия» свелась к бездумному манипулированию иностранными делами исключительно в финансовых целях, чему Китай сегодня успешно противостоит.
Но если противостояние Америки с Китаем действительно случится, кто останется на стороне США? Учитывая, что ранее эта страна не пострадала от разрушительных последствий Второй мировой войны и смогла легко распространить своё влияние в странах Запада. Что будет на этот раз? На мой взгляд, союзная Великобритания первая согласится уничтожить своего извечного противника, почувствовав безысходность его положения. Поэтому ресурсы американцам необходимо копить.
Что касается Украины, следует признать, что и Порошенко, а за ним и Зеленский выстроили для граждан страны небывалый институт выживания в экстремальных условиях. Но люди — не кролики, и ресурс выживания на пределе. Зеленскому неплохо было бы осознать, что для удержания у власти ему необходимо прекратить вести страну на убой, а попытаться прыгнуть в последний вагон и задуматься: что будет, если внутренний контекст противостояния в США изменится, а финансирование прекратится? Как будет выживать Украина? Вернутся ли в нее уехавшие граждане, и к чему все это приведет? Ответов у Зеленского нет. И вряд ли он задумывается над ними…
Владимир Старов, медиа-аналитик, участник Движения «Другая Украина»