Вопрос военного тупика на Украине плавно перетекает в конфликт политический и не только на Украине, но и в тех странах, которые прямо или косвенно сопричастны к происходящему.
В ЕС одна партия власти за другой теряет свои позиции, традиционные партии уходят в прошлое, а усиливают рейтинги крайне правые и националистические силы. И надо сказать, фактор Украины в этом играет далеко не последнюю роль.
Для США Украина долгое время является фактором их внутренней политики, и сейчас, с началом избирательного процесса, противостояние между республиканцами и демократами только набирает обороты.
Вопрос финансирования Украины встал на столько остро, что выводит это противостояние на новый, более высокий уровень. «Не существует волшебного источника финансирования, который мог бы удовлетворить этот момент. У нас закончились деньги и почти нет времени», — написала лидерам Конгресса директор Управления и бюджета Шаланда Янг.
Тут нужно четко расставить акценты: у американцев есть деньги, их очень много, их нет для Украины, провал контрнаступления и невозможность достичь заявленных целей — причина жарких дискуссий. Когда мы говорим о контрнаступлении Украины, мы вводим в заблуждение людей, потому что в самом начале этого конфликта, привлекая своих союзников на Западе, американцы им предложили проект не «контрнаступления Украины», а «успешного наступления Украины». Согласитесь, что это разные проекты.
Проект «успешного наступления», который был полностью профинансирован, с треском провалился, и никаких возможностей его спасти нет. Теперь американцы хотят продать европейцам новый проект «успешной обороны Украины», открыто заявляя устами представителей Госдепа, что Европа могла бы сделать для Украины гораздо больше, чем делает.
Это притом, что сами не торопятся финансировать этот проект, ссылаясь на внутриполитические трудности с предоставлением такого финансирования.
Но продать проект «успешная оборона Украины» сложно, потому что в конце этого проекта нет туши убитого медведя, на которую все рассчитывали в начале. И это заставляет европейцев задуматься: а ради чего, собственно, все это?
Все больше звучит заявлений от европейских политиков, которые не видят угрозы со стороны России для стран НАТО, и это конечно связано не с объективностью оценки ситуации, а с банальным желанием отмахнуться от давления американцев, принуждающих Европу вложиться в заведомо убыточный проект, который, кроме экономических потерь, неминуемо повлечёт за собой потери репутационные.
Конечно, если бы украинская армия была на марше и приближалась к поставленной цели, то сейчас уже никто не обсуждал бы вопрос: нужно или нет финансировать Украину? И американцы, конечно, все лавры победы присвоили бы себе. А вот когда речь идёт о провале и неуспехе, то ответственность, по их замыслу, полностью должна лечь на плечи европейцев. В конце концов конфликт этот происходит в континентальной Европе, в зоне ответственности ЕС.
Мы становимся свидетелями традиционного поведения гегемона: все хорошее мне, все плохое — от меня! Ничего нового, они так делали тысячу раз, и не могут поступать иначе, в противном случае, просто перестанут быть гегемоном. А ведь США маниакально хотят таким гегемоном остаться, и ради этого готовы пойти на многое.
Даже если в топке этой войны нужно будет сжечь последнего своего союзника, они это сделают без особого сожаления.
Спиридон Килинкаров, политик, участник Движения «Другая Украина»