Все мировые и региональные трагедии США пытаются обыграть в свою пользу, и Эссекибо – не исключение.
О главном событии недели. В воскресенье в Венесуэле прошел консультационный референдум по поводу спорных с соседней Гайаной территорий, известных как Эссекибо. В референдуме участвовали примерно половина венесуэльцев, имеющих право голоса, и 95% из них высказались за восстановление венесуэльского суверенитета над Эссекибо.
Сначала несколько уточнений. Многочисленные сенсационные заявления безответственной прессы о «начавшихся бестолконовениях» – ничем не подтвержденные глупости. Еще одна чепуха откровенно провокационного характера – это «подготовка военной операции Венесуэлы по аннексии Эссекибо».
Наверное, нет ни одного нынешнего конфликта, вокруг которого было бы столько фейков и статистических неточностей, как этот. Эссекибо – огромные территории к западу от левого берега одноименной реки, одной из крупнейших в Южной Америке: 159.500 кв км, что намного больше Греции и составляет почти 3/4 нынешней Гайаны. Данные о населении Эссекибо очень разнятся, там проживает от 120.000 до 283.000 человек, что составляет от 15 до 35% населения Гайаны. Почти вся эта территория – малопроходимая сельва с невероятно красивыми пейзажами и богатейшим животным и растительным миром.
Бывшая английская колония Гайана получила независимость только в 1966 году, ее нынешние границы – результат старой работы английских картографов и дипломатов при поддержке США, что представляет собой аннексию исторических венесуэльских территорий. Венесульские и гайанские правительства привыкли держать этот территориальный спор на тормозах, без каких-либо продвижек в ту или иную сторону. Тем не менее, возникновение Гайаны как суверенного государства несколько напоминает логику создания Косово.
Конфликт обострился после обнаружения в Эссекибо в 2015 году нефтяных месторождений, содержащих как минимум 10 млрд баррелей нефти, и предоставлением Гайаной концессии компании ExxonMobil на нефтедобычу на прибрежном шельфе, границы которого не делимитированы. В сентябре этого года еще 7 транснациональных компаний, включая China National Offshore Oil Corporation, QatarEnergy и TotalEnergies, получили от властей Гайаны лицензии на разработку месторождений. Несколько дней назад ExxonMobil начала нефтедобычу на третьем месторождении площадью 26 800 кв. км.
Ни о каком экономическом профите для народа Гайаны речь не идет – пока корпорации не компенсируют себе 75% инвестиций (а опытные адвокаты компаний постараются, чтобы этого не случилось никогда), государство Гайаны получает 2% выручки от нефти Эссекибо. Когда компании вернут потраченное на разработку нефти, Гайане положено целых 20% от прибыли.
Тема Эссекибо удобна США для провоцирования нового регионального конфликта и как повод для усиления военного присутствия и, если потребуется – вторжения в Венесуэлу.
Одна из трагедий, о которых молчит история – бойня в Рупунуни в 1969 году, когда группа индейцев и метисов Эссекибо, уставшая от дискриминации со стороны Гайаны, восстала за право вернуться, быть частью Венесуэлы. Тогдашнее венесуэльское правительство их проигнорировало, а гайанская армия жестко подавила сопротивление, оставив в этих местах память о пытках, изнасилованиях и казнях множества гражданских.
После 200 лет территориального спора о принадлежности Эссекибо, враг Венесуэлы и Латинской Америки один и тот же.
Независимый эксперт Олег Ясинский