Четырехчасовой марафон в прямом эфире еще долго будут обсуждать, анализируя сказанное президентом России, но главный посыл уловили все: Россия — страна, с которой обязаны считаться, и инициатива на поле боя на стороне Москвы.
На момент написания данного материала пресс-конференция президента России длилась четвертый час и подходила к концу. Стандартное время для столь масштабного события. В 2008 Путин общался с журналистами 4 часа 40 минут. Сегодня же вопросы ему задает вся страна и весь мир. На конференцию пригласили представителя американской газеты The New York Times, французского издания TF1 и, конечно, СМИ Китая. Когда Песков предложил передать микрофон западной прессе, Путин сказал: «Сначала корреспонденту из Китая, а потом уже «Нью-Йорк таймс»» — как сразу же отметили журналисты, таким образом обозначив внешнеполитические приоритеты.
Показательно, что к каждому человеку Путин относится одинаково уважительно: русский, американец, китаец или турок. Лидер мультинациональной страны корректен со всеми. И не упускает возможности продемонстрировать свою вовлеченность в жизнь регионов и знание их культуры. Так, заметив в руках журналистки табличку «Путин, шумбрат» — так по-мордовски звучит приветствие, он тут же перевел написанное и предложил девушке задать свой вопрос. Та, в свою очередь, провела одну из красивых технологий лоббирования интересов — при официальном разговоре с лидером пригласила его посетить регион, и помочь решить накопившиеся вопросы. На что российский лидер ответил, что постарается там побывать.
Администраторы подсчитали: уже к началу конференции было получено 2 миллиона 300 тысяч вопросов, и, конечно же, ответить на все не было возможности. Поэтому модераторы сортировали и озвучивали наиболее актуальные из них президенту лично, а другую часть вопросов публиковали на больших экранах в зале. И надо сказать, что среди них были весьма острые: о коррупции, восприятии реальности и прочих внутренних проблемах страны. Такая открытость вызвала фурор в сети. Украинская информационка опешила от неслыханной свободы слова в России и постаралась сделать из этого «зраду», но Сеть тут же отреагировала возмущенными комментариями: на Украине закрыли СМИ и оппозицию, а Зеленский требует не поднимать неудобные вопросы до так называемой «пэрэмоги». В России же, как оказалось, никто людям рот не закрывает, так что извините братцы-украинцы, но, как говорится, чья бы корова мычала…
Братьями украинцев называл и Путин, и не без сожаления говорил о происходящем в соседней стране. Прозвучал тезис, что этот конфликт чем-то похож на гражданскую войну, ведь россияне и украинцы — один народ. Народ этот, подчеркнул Путин, столкнули лбами «американские дружки». Столкнули, а Европа молча стояла в стороне, делая вид, что ничего не происходит. Но мы все помним, сказал лидер России.
И, действительно, невозможно поспорить с озвученным мнением о том, что (цитата): «Безудержное стремление подползти к нашим границам, захватив Украину, привело к трагедии, которую мы сейчас переживаем. Ведь это и есть основной геостратегический интерес, который стал причиной для одних и поводом для других». Об этой истинной причине конфликта очень не любят задумываться сами украинцы, регулярно обсуждая следствие и упрямо игнорируя причины. На Украине даже уголовную статью ввели за отрицание или оправдание «агрессии». То есть на уровне закона запретили народу думать.
О чем еще говорили с лидером? О том, как Путин справляется со стрессом. О вакцинации. О коммунальных тарифах и несправедливом взимании комиссии с пенсионеров при платеже через банк. На что Владимир Владимирович твердо ответил: комиссию с пенсионеров взимать не будут. Говорили про китайские машины и отечественный «Автоваз». Путин несколько раз извинился, обсуждая подорожание яичной продукции с пенсионеркой. И мимолетное, я бы даже сказал товарищеское «извини» выдал журналисту, который не успел взять микрофон. Такой вот он, «автократ диктаторской страны» — ведь именно в таком свете американские политтехнологи старательно рисуют образ России в украинском сегменте.
Неизменен и образ лидера России: Владимир Путин был одет в темный классический костюм под галстук винно-пурпурного цвета, что эмоционально должно было настраивать собеседника на открытость и диалог. Впрочем, на диалог с Президентом России люди всегда идут свободно. И сейчас, если рассмотреть пресс-конференцию с политологической точки зрения, наиболее успешное время для встреч с народом, ведь рейтинг Путина находится на достаточно высоком уровне. Посудите сами:
— страна не упала на колени, как полтора года назад предвещали западные СМИ;
— находясь в ситуации, когда России противостоит полмира, лидер РФ находит общий язык и с этой частью;
— активно занимается развитием южноафриканского региона;
— приглашает в ряды БРИКС все больше новых стран;
— удерживает Россию на уровне социально-ответственной страны;
— бюджет государства на санкциях зарабатывает еще больше;
— в следующем году даже предполагается повышение реальных зарплат на 8%, а минимального размера оплаты труда на 18,5%.
Не обошлось на пресс-конференции и без явных знаков от Путина иностранным лидерам.
Мобилизация: Президент обозначил цифру добровольно мобилизованных в полмиллиона человек до конца года, чем дал повод задуматься украинской стороне о том, что у Украины адекватного количества мобилизованных точно не наберется. Так что посыл Путина верный: пора бы украинской стороне подумать над прекращением кровопролития.
Европа: Президент прямо сказал: нормализация отношений с Евросоюзом зависит только от самих европейцев. «Мы за отношения, но они сделали вид, что ничего не знают и не помнят. Как с ними выстраивать отношения?» — тем самым Владимир Путин показал, что Россия меняет правила игры и создает разворот геополитики в сторону азиатского мира.
Фронт: Путин дает знак думающим украинцам, подмечая: пока украинская власть ездит по миру и клянчит деньги, украинцы на фронте начинают использовать своих людей для атак, не считаясь с потерями. «Зачем это делать?» — задает он вопрос. И тут же отвечает: «Я считаю, что это глупо и безответственно со стороны политического руководства страны Украины. Но это их дело».
Путин дает прямые сигналы и украинскому военному командованию: «Мы нашим военным сказали, — говорит Путин, — не выдавливайте с определенных позиций ВСУ. Нам выгодно, чтобы туда подавали. Это логика войны».
Еще говорили о спортзалах, мигрантах, и даже «двойниках» — как же без них.
Подведя итоги, хочу сказать: эта конференция была полезна не только для россиян, но прежде всего для украинцев, которые должны наконец-то очнуться и начать думать системно и самостоятельно. Сегодня украинский конфликт в прямом смысле является ценой жизни и смерти государств. И если мы хотим жить в мире, пора начать задумываться об истинных причинах происходящего и о том, к чему они могут привести.
Владимир Старов, медиааналитик, участник Движения «Другая Украина»