Полководец, освободивший Украину. Памяти генерала Ватутина - Другая Украина
Предыдущая статья
Следующая статья

Полководец, освободивший Украину. Памяти генерала Ватутина

16 декабря

122 года назад, 16 декабря 1901 года, в селе Чепухино Воронежской губернии родился человек, которому спустя 42 года одна «европейская столица» будет обязана своим освобождением от немецких нацистов. Благодарный город, проливая слезы над гибелью героя от шальной пули, поставит ему памятник, а спустя всего два поколения напишет на этом памятнике слово «палач» и снесет под свист и улюлюканье.

«Батько наш — Бандера, Україна мати, будем ми за Україну воювати», — нестройное пение доносится из Мариинского парка, где на 14:00 9 февраля 2023 года запланирован снос памятника Николаю Ватутину — генералу РККА и Герою Советского Союза. Рабочие заранее огородили это место красной лентой, чтобы не допустить ни зевак, ни журналистов.

Два коммунальщика бьют Ватутина то ломом, то молотом, чтобы отделить от постамента. Жена бывшего президента Марина Порошенко фотографируется на фоне рабочих, небольшая толпа «активистов» за красной лентой выкрикивает то «Слава Украине», то «Смерть кацапам». Пожилой украиноязычный киевлянин пытается вступиться за памятник. «Вы не уважаете память настоящих героев! — кричит он. — Вам нужна война? Вы же этим только провоцируете!»

Ватутин стоит крепко — больше часа рабочие не могут отделить памятник от пьедестала. «Наверное, внутри сидит Жуков и держит», — шутит кто-то из толпы.

Наконец, дело сделано. Памятник укладывают в грузовик, чтобы отвезти в «Музей авиации», где собираются организовать новую выставку «Оккупация» из памятников советским и российским полководцам, поэтам, писателям, меценатам, которых только за 2022-23 годы снесли уже больше 80. Пожилой киевлянин печально потрясает вдогонку грузовику рукой: «Пусть будут прокляты те, кто топчется по памяти погибших в Великой Отечественной войне…»

Документы против идеологии

Комментируя демонтаж памятника выдающемуся полководцу, заместитель главы КГГА Владимир Прокопив заявил, что «киевляне выступали за это годами». В качестве доказательства своих слов он рассказал, что в 2017 году кто-то вывел на постаменте слово «палач», а поданная тогда же петиция набрала необходимые 10 тысяч голосов.

Правда, чиновник забыл упомянуть, что петицию подписывали в первую очередь не киевляне. Как раз жители Киева, потомки тех, кто еще помнит оккупацию и освобождение почти полностью разрушенного немцами города, в онлайн-опросах различных изданий в 2018-2019 годах демонтаж ватутинского памятника категорически не поддержали.

Для закрепления «политики партии» в своей речи Прокопив порадовался уборке «остатков тоталитаризма» и повторил уже привычную историю из методички Украинского института нацпамяти о том, как Николай Федорович воевал против УПА и неумело руководил армией во время Второй мировой, что «приводило к огромным потерям личного состава». «Кто такой Ватутин, можно много спорить…»

Что ж, можно, конечно, и спорить.

Но история — не та наука, где истина рождается в спорах. Она требует документов, а они показывают, что это совсем не Бандера и УПА победили нацизм, освободили Киев и всю Украину. Попытка хоть как-то присоседиться к истории Победы, выраженная в мифе о «войне на два фронта» — против и нацистов, и РККА — оказалась очень слабой. Она не смогла ни оправдать сотрудничества украинских националистов с немцами, ни как-то отделить «благородную УПА» от остальных сортов западноукраинских националистов.

А потому о роли Украины в этой войне сейчас вообще предпочитают не упоминать. Иначе придется рассказать не только о том, кто на самом деле истреблял евреев на Западной Украине, но и том, как УПА вставляла палки в колеса Красной армии, всячески задерживая освобождение украинских земель от захватчиков.

Тех самых захватчиков, которые в Генеральном плане «Ост», плане «Ольденбург» и Плане голода с цифрами, дедлайнами и сметами подробно расписали, как Украина превратится в Новую Германию, а украинцы будут либо выселены, либо превращены в рабов, либо просто «сокращены» как избыточное население. Как-то неловко признаваться, что украинские националисты могли способствовать реализации таких планов, правда?

Но раз хвалить их особо не за что, новым украинским идеологам приходится рассказывать о том, как неправильно освобождала Украину РККА. Мол, «завалили миллионами трупов, лишь бы успеть к годовщине Октябрьской революции».

«Датская» теория

Битва за Днепр и операция по освобождению Киева начались еще в сентябре 1943 года. Маневр войсками с Букринского плацдарма на Лютежский, севернее украинской столицы, стал решающим: у немцев просто не хватило живой силы, чтобы обеспечить оборону вдоль всей великой реки.

Так что быстрый успех на новом направлении соответствовал реальности. Даже если Ватутин и хотел сделать «подарок» партии, освободив Киев к годовщине Октябрьской революции, сделал он это основательно подготовившись. Оперативная директива штаба ставила командующему 1-м Украинским фронтом задачу освободить Киев 5 ноября, поэтому к первому числу Николай Федорович объявил полную готовность к наступлению. Включая графики артподготовки перед его началом.

Уже в 10 утра 5 ноября 6-й и 7-й гв. танковые корпуса перерезали шоссе Киев-Житомир, а пехота вела бои на окраинах города. Сражение было непростым, так что с освобождением Ватутин и его армия задержались на сутки — до 6 ноября.

Но даже если бы опоздание было большим, до главного события, к которому следовало успеть с освобождением Киева, время еще оставалось. Гораздо важнее была другая дата — 28 ноября 1943 года, когда была запланирована конференция в Тегеране. Там в очередной раз планировали обсуждать давно перезревший вопрос открытия второго фронта, который премьер-министр Великобритании собирался опять отложить.

Главным козырем в этих переговорах могла быть победа под Киевом, которая показала бы силу Красной армии и ее продвижение на Запад. Задержись РККА еще хоть немного — и Днепр бы превратился в непроходимый рубеж, а у Рейха появились бы «новые границы». Но Ватутин захватил ряд плацдармов по всему течению Днепра и освободил Киев, что имело не только военное, но и моральное значение для армии, населения и, конечно же, Иосифа Сталина при ведении переговоров. Теперь будущая победа уже маячила на горизонте, и это позволило советскому лидеру поставить перед союзниками вопрос ребром: или вы открываете второй фронт, или советские танки зайдут в Европу и освободят ее сами. А зайти мы можем далеко — горючего у нас много.

Благодаря работе Ватутина и переговорным талантам Сталина была назначена на май 1944 года операция «Оверлорд», открытие второго фронта в Европе.

«Трупами закидали»

В попытках изобличить бездушный советский режим, галицкие пропагандисты легко жонглируют миллионами жизней людей, на которых им на самом деле наплевать. Самая популярная — 500 тысяч погибших «только под Киевом».

При этом и на Букринском плацдарме, как утверждает украинская идеологическая историография, тоже погибло полмиллиона человек — и никак не меньше. При этом заметно, что все подобные расчеты кратны пяти: у красноармейцев и винтовка была одна на пятерых, и гибли они по пять человек на каждого убитого немца.

При этом общая численность всего 1-го Украинского фронта составляла около 700 тыс. человек. Потерять миллион под Киевом и на Букрине, включая тыловые части, не ведущие боевых действий — это из области малонаучной фантастики. Кто же тогда сразу после освобождения Киева отражал мощный немецкий контрудар всего в 75-140 км от украинской столицы?

Потери, конечно, были. И немалые. Если говорить конкретно о Киевской наступательной операции, продолжавшейся десять дней, с 3 по 13 ноября, то в ней участвовали 38-я, 60-я и 3-я гв. танковая армии — всего около 200 тысяч человек, а с воздуха пехоту и танки поддерживала 2-я воздушная армия, которую тоже можно полностью записать в потери.

Общий счет по итогам освобождения Киева составил почти 6,5 тысячи убитыми и 24 тысячи ранеными. Еще около 7 тысяч убитыми и 19 тысяч ранеными было потеряно за сентябрь-октябрь на Букринском плацдарме.

Как оценивать, много это или мало? Как спорить, вовремя или не вовремя? Если бы наступление задержали, немцы успели подтянуть резервы — и штурм хорошо укрепленного берега зимой мог бы закончиться иначе, привести к куда большим потерям.

Сейчас Ватутина и РККА называют оккупантами, но тогда, осенью 1943-го, оставшиеся в живых, измученные немецкой оккупацией и изголодавшие киевляне встречали Красную армию и генерала-победителя со слезами радости.

Совсем недавно их город был одним из самых быстрорастущих в СССР: в 1926 в нем проживало 483 тысячи человек, в 1934 — 575 тыс., в 1941 году — 846 тыс. Примерно половина успела эвакуироваться в самом начале войны, около ста тысяч были угнаны в Германию, до 200 тыс. погибли в Бабьем Яру, несчитанные тысячи погибли от голода и холода. В результате в ноябре 1943 в освобожденном городе оставалось не больше 180 тыс. человек.

Но вместе с Красной армией в Киев вернулась жизнь. Уже в 1945 году численность населения города составила 470 тысяч человек, он снова стал крупным промышленным, образовательным, культурным и научным центром. Возобновила работу Академия наук, открывались больницы и передовые производства. Вряд ли именно так поступают оккупанты с завоеванными землями.

Через несколько месяцев после освобождения Киева сельские партизаны из УПА, которая боролась, как сказано в «Акте провозглашения Украинской державы», «совместно с союзной немецкой армией против московской оккупации», устроили перестрелку с неожиданно появившимся кортежем Ватутина. Генерал, о котором «герои» даже не знали, был случайно ранен, полтора месяца провел в киевском госпитале, где и умер.

Похоронили его 17 апреля 1944 года в Мариинском парке, а в 1948 над могилой поставили памятник с надписью «Генералу Ватутину от украинского народа». И очевидно, что осквернение и варварский снос случились потому, что в исторической памяти «активистов» сопоставить с фигурой полководца, освободившего Украину, попросту нечего. Тем более сельских партизан, грабивших обоз и полностью «зачищенных» после нападения на Ватутина в течение двух недель.

Специально для «Другой Украины» Дмитрий Курдов, историк, политолог

Поделиться
Отправить
Класснуть
Меню