В воскресенье, 17 декабря, в Сербии состоялись внеочередные парламентские выборы и выборы в органы местного самоуправления. Президент Сербии Александр Вучич использовал активность прозападной оппозиции, чтобы перезагрузить политическую систему страны и обеспечить себе четыре года стабильного правления.
О досрочных выборах в Сербии заговорили еще весной, сразу после двух громких случаев шутинга. В начале мая 13-летний Коста Кецманович расстрелял учеников и охранника в своей школе в центре Белграда. А на следующий день 21-летний Урош Блажич открыл огонь в общине Младеновац в Белградском городском округе.
Траурные митинги быстро переросли в многотысячные протесты под лозунгом «Сербия против насилия». Манифестации стали самыми массовыми выступлениями со времен «Бульдозерной революции», свергнувшей Слободана Милошевича. Протестующие требовали отставки правительства, президента и городских властей Белграда, реформу телевидения.
Президент Александар Вучич воспринял протесты агрессивно, назвав их «попыткой цветной революции» и обвинив оппозицию и «иностранные силы» в использовании трагической гибели детей. Позже Вучич не раз повторял, что оппозиция вовсе не желает реформ, а просто хочет отстранить его от власти.
Выждав несколько месяцев, пока еженедельные массовые акции оппозиционеров под лозунгом надоели большинству граждан, Вучич назначил досрочные выборы. Для страны это вполне привычная ситуация. С 2012 года, когда Сербская прогрессивная партия пришла к власти, в стране четыре раза проводились внеочередные и еще один раз очередные выборы. К 1 ноября президент распустил парламент и назначил дату предварительного голосования — 17 декабря. Вучич решил провести парламентские и муниципальные выборы в один день.
Таким образом сербский лидер решал, как минимум, две проблемы: объявив о досрочных выборах, он сбивал волну протестов, а во-вторых, затягивал с разрешением кризиса в Косово, на котором всё жестче настаивают США и ЕС. От Белграда требуют признать независимость края в обмен на существенное повышение автономии косовских муниципалитетов, в которых преобладает сербское население. Вучич знает, что его ядерный электорат не простит потерю Косова, и поэтому всеми способами затягивает процесс. Тем более что в следующем году Запад будет больше занят своими политическими проблемами — выборами в США и Европарламенте.
Кроме Косово, Запад давит на Сербию, требуя ввести антироссийские санкции. Вучич не раз акцентировал, что несмотря на прессинг Запада, Сербия так и не ввела санкции против России (78,9% сербов категорически против введения санкций в отношении России) и отказалась даже разговаривать о признании независимости так называемой Республики Косово, в одностороннем порядке провозглашённой албанскими сепаратистами. А вот прозападные оппозиционеры прямо заявляли, что готовы присоединиться к европейским санкциям в отношении Москвы, да и в защиту Косово выступали вяло.
В результате СПП вернула себе монобольшинство в парламенте Сербии, получив, по данным обработки, более 90% бюллетеней, 46,3% голосов избирателей (это 128–129 мандатов). Второе место заняла коалиция «Сербия против насилия» (СПН) — 23,6% (64–65 мандатов). Формально прозападные оппозиционеры улучшили свой результат: в апреле 2022 года за партии, входящие в СПН, проголосовали 18,93% избирателей. Третье место заняла коалиция на основе СПС — 6,6% (18 мандатов).
В парламенте Воеводины партия президента Сербии также получила монобольшинство, набрав на выборах в автономии 49,23% голосов, что даёт СПП 69 мандатов из 120.
Единственное, что омрачает победу партии Вучича — результаты в столице. Пока что сложно прогнозировать исход выборов в Белграде. По результатам подсчёта, 41,3% бюллетеней, лучший результат в столице также показала Сербская прогрессивная партия — 38,4% голосов. Однако это всего 48 мандатов в 110-местной городской скупщине, и даже с социалистами, набравшими 4,8% (6 мандатов), создать большинство у соратников Вучича не получится. В свою очередь, «Сербия против насилия» получила 35,1% (43 мандата), а коалиция НАДА — 6% (7 мандатов). Таким образом, всё зависит от депутатов списка «Мы — голос народа», которых в скупщине Белграда будет шестеро (5,4% голосов).
Если у Вучича не получится создать коалиционное большинство в городском совете Белграда, то последствия могут быть опасны. В столице оппозиционные настроения действительно достаточно сильны: это подтверждает большой митинг оппозиции 12 декабря, на котором за завесой демагогии о «борьбе против преступности, коррупции и мафии» звучали весьма радикальные призывы. Победа в Белграде, где проживает до четверти населения страны и сосредоточены основные властные и финансовые ресурсы, имеет не только важное символическое, но и самое что ни на есть практическое значение, вплоть до попыток захвата административных зданий (включая здание ЦИК) со всеми вытекающими последствиями. Возможный неубедительный результат здесь сторонников Вучича (на фоне успеха по стране в целом) мог бы создать крайне опасную ситуацию, которой воспользовались бы сторонники проамериканского олигарха и бывшего мэра Белграда Драгана Джиласа и любительницы красивой жизни и сторонницы антироссийских санкций Мариники Тепич и компании. Послужные списки этих и других «борцов с коррупцией» и «противников насилия», тесно связанных с англосаксонскими и глобалистскими кругами, их антисербские взгляды говорят сами за себя.
Возможный хаос в столице привел бы к печальным последствиям, чреватым дальнейшей фрагментацией общества, окончательной утратой Косово на условиях НАТО и недвусмысленным отказом от поддержки соотечественников за рубежом, что даст козыри радикальным исламистам в Боснии и Герцеговине, а потом и в самой Сербии. Вслед за Косово о своих правах на отделение неизбежно заявят «албанская» Прешевская долина, мусульманский Санджак, а также, не исключено, Воеводина с венгерским меньшинством…
Александр Вучич, однако, заявил, что его партия также лидирует на голосовании в столице, хотя и добавил, что переговоры о коалиции после выборов определят, кто будет править в Белграде.
А оппозиция уже заявила о массовых фальсификациях результатов выборов подчеркнув, что будет оспаривать подсчет голосов «всеми демократическими средствами».
С победой Вучича поздравил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков и заявил: «Мы приветствуем такой успех господина Вучича. Мы надеемся, что это будет способствовать дальнейшему развитию Республики, и, конечно же, что траектория дальнейшего укрепления нашей дружбы, нашего взаимовыгодного и взаимоуважительного сотрудничества будет продолжена», — сказал на брифинге Дмитрий Песков.
И слова о дружбе легко понять: отказ вводить антироссийские санкции Вучич аргументировал тесными экономическими связями с Россией. А теперь у сербского президента будет и политический аргумент: его прямой отказ от введения антироссийских санкций получил поддержку сербов.
Руслан Калинчук, историк, миссионер, участник Движения «Другая Украина»