Трагедия Галичины или как уничтожалась Червонная Русь - Другая Украина
Предыдущая статья
Следующая статья

Трагедия Галичины или как уничтожалась Червонная Русь

20 декабря

Часть 3-я

Мы продолжаем цикл публикаций об истории самого русофобского, а некогда русского региона Украины – Галичины. В прошлом выпуске мы говорили о том, как австрияки в концлагерях Талергоф и Терезин уничтожали русинов, а сегодня поговорим о ещё одной трагической странице – полонизации Галичины.

В годы Первой мировой войны территория Западной Украины стала ареной кровопролитных боёв между российской армией с одной стороны и германо-австрийскими войсками с другой. На фоне развала Австро-Венгрии по итогам войны на земли Западной Украины стали претендовать сразу несколько государств. В ноябре 1918 года начались боевые столкновения между подразделениями недавно созданной Польши и самопровозглашённой Западно-Украинской Народной Республики (ЗУНР). 21 ноября польские войска взяли Львов, из которого лидеры ЗУНР были вынуждены бежать в Тернополь. 22 января 1919 года был провозглашён Акт объединения ЗУНР с Украинской Народной Республикой. Однако на практике единое государство так и не было создано.

В июле 1919 года польские части заняли всю территорию Западной Украины. К этому времени уже началась агрессия Варшавы против Советской России и УССР, также претендовавшей на Галичину и Волынь. Боевые действия велись с переменным успехом, линия фронта перемещалась на сотни километров.

Во второй половине 1920 года силы Польши истощились, однако советское командование, вынужденное вести синхронно боевые действия в Крыму, на Дальнем Востоке и в Средней Азии, было остро заинтересовано в прекращении войны с Варшавой. 12 октября между Польшей с одной стороны и РСФСР — с другой, было подписано перемирие, а 18 марта 1921 года заключён Рижский мирный договор, согласно которому Польше отошли территории Западной Украины и Западной Белоруссии.

Позиция западных держав относительно будущего захваченных Варшавой земель оставалась неопределённой вплоть до 1923 года. Но 14 марта 1923-го совет послов Антанты принял решение передать Западную Украину в состав Польши. При этом дипломаты сделали ряд формальных оговорок: они потребовали предоставить украинским землям автономию, обеспечить украинцам равные с поляками гражданские и культурные права, открыть украинский университет. Однако Варшава выполнять эти требования не стала.

Галичину польские власти разделили на три воеводства: Львовское, Тарнопольское и Станиславское, в совокупности именовавшиеся Восточной Малопольшей.

Ещё летом 1920 года польские власти объявили, что их военнослужащие смогут на льготных основаниях или бесплатно (в зависимости от заслуг) приобретать земли на территории Западной Украины. «Я уже предложил правительству, чтобы часть приобретённой земли стала собственностью тех, кто её сделал польской, обновив её польской кровью и тяжким трудом», — заявил тогда начальник государства Польского Юзеф Пилсудский.

В декабре 1920 года была принята система нормативных актов, согласно которым помещичьи и государственные земли на территории Западной Украины были национализированы Варшавой и подлежали передаче польским ветеранам.

Площадь типового участка составляла 20 гектаров, бывшим военным с высшим образованием выделяли до 45. Колонизация проходила в несколько этапов — официальная Варшава пыталась активизировать её в 1926 и 1935 годах. До 1929 года в так называемые Восточные кресы прибыло около 77 тыс. колонистов, получивших порядка 600 тыс. гектаров земли.

Само собой, такая политика официальной Варшавы вызвала недовольство местного населения. Недовольные либо эмигрировали в США и Канаду, либо вступали в ряды ультраправых объединений — в частности, образованной в 1920 году Украинской войсковой организации и созданной на её базе Евгением Коновальцем в 1929 году Организации украинских националистов.

В 1930 году члены ОУН перешли к террористической деятельности, направленной против поляков и польской администрации. Начались массовые поджоги польских домов и хозяйств. Кроме того, украинские националисты совершали подрывы государственных учреждений, уничтожали линии связи, совершали нападения на чиновников и активистов польских организаций.

24 августа 1930 года Юзеф Пилсудский принял решение о «пацификации» радикальной части галичан. Для этих целей были сформированы 17 специальных групп полиции. Осенью их усилили 10 эскадронами кавалерии.

Летом и осенью 1930 года польскими властями по политическим мотивам были арестованы 1739 галичан. При этом семь человек погибли, несколько сотен получили ранения.

В октябре был убит лидер польского отделения ОУН Юлиан Головинский — по официальной версии, он погиб при попытке к бегству во время следственного эксперимента. Чтобы оказать давление на местное население, польские власти широко практиковали принцип «коллективной ответственности». Подразделения польских правоохранительных органов и армии были введены примерно в 800 сёл. Около 500 домов, принадлежащих местному населению, были сожжены, помещения украинских национальных организаций разгромлены.

В 1934 году в городе Берёза-Картузская был открыт концлагерь, в который во внесудебном порядке отправляли противников польского правящего режима — от коммунистов до украинских националистов. Полиция или власти воеводства могли отправить в концлагерь в административном порядке сроком на три месяца любого человека, а администрация лагеря имела полномочия по продлению содержания под стражей. Общее количество заключённых за время существования концлагеря оценивается историками в 8—10 тыс. человек. К узникам лагеря применялись пытки — в частности, их загоняли по несколько десятков человек в маленькие камеры и поливали цементный пол водой, чтобы они не могли даже присесть.

Международные организации подняли шум в прессе из-за действий польской власти. Члены британского парламента обратились в Лигу наций с просьбой расследовать акцию «пацификации». Международное расследование завершилось в 1932 году. Согласно его выводам, ответственность за возникновение конфликта лежала на украинских националистах.

В начале 1930-х годов в западно-украинском национальном движении произошёл раскол. Одна из крупнейших местных партий — Украинское национально-демократическое объединение — выступила за нормализацию отношений с польскими властями, а ОУН становилась всё более радикальной и сблизилась с германскими нацистами.

В следующей, заключительной части, поговорим о сотрудничестве ОУН и УПА с гитлеровцами и главное о том, может ли Галичина снова стать русской.

Руслан Калинчук, историк, миссионер, участник Движения «Другая Украина»

Поделиться
Отправить
Класснуть

Читать по теме

Меню