«Человек с бензопилой», о котором Дональд Трамп сказал, что он сделает Аргентину «снова великой», представил стране пакет мер, названных «дерегулированием экономики», а по сути направленных на уничтожение государства.
Отныне обществом должны будут управлять финансовые потоки, валютные биржи и прочие рыночные стихии, превращающие гражданские права в товар, а граждан в потребителей и производителей. «Анархокапиталист» Хавьер Милей, верный продолжатель дела Пиночета, поставил своей целью ликвидацию государственного образования и идей общественной солидарности, чтобы превратить всех аргентинцев в конкурирующих между собой невежд на службе интересов его величества доллара.
Аргентина прекращает отношения с Кубой, Венесуэлой и Никарагуа.
Социальные пособия будут уничтожаться, и в первую очередь их официально будут лишены те, кто протестует. «Те, кто перекрывает дороги, лишая автомобилистов права на свободное передвижение, будут лишаться социальных прав», в переводе с милеевского: они и их семьи будут лишены права на кусок хлеба, медицину и образование. Борьба с политическими протестами будет вестись оружием голода.
Хотя это правительство обеспечит голод для всех, включая огромное большинство из тех, кто привел его к власти.
Вот, для примера, некоторые из первых реформ нового правительства:
1. Занятость
Милей объявил о «модернизации» трудового режима, которая включает в себя реформы, упрощающие и удешевляющие процесс увольнения.
Действующее трудовое законодательство предусматривает ряд компенсаций, которые должен получить работник в случае увольнения, и ограничивает основания для увольнения.
ДНУ сокращает основания для выплаты выходного пособия и увеличивает испытательный срок для работников с трех до восьми месяцев. Кроме того, он допускает увольнение, если работник участвовал в забастовке.
Еще одно изменение заключается в том, что для предпринимателя больше не будет штрафов, если работник не оформлен должным образом.
2. Свободные цены
В условиях, когда инфляция в течение последнего десятилетия составляла более 25 % в год, а в последние два года ускорялась и в настоящее время превышает 160 %, предыдущие правительства применяли целый ряд правил для контроля цен, особенно цен на продукты питания, чтобы защитить наименее обеспеченную часть населения. Для большинства населения такие программы, как «контролируемые цены», означали доступ к продуктам в супермаркете, которые в противном случае они не смогли бы купить.
Сейчас все подобные программы отменяются и государство не будет вмешиваться в ценообразование.
Теперь, когда Милей либерализовал все ценовые ограничения, это вызывает серьезную озабоченность: речь идет не только о товарах из супермаркетов, но и о тарифах частных медицинских компаний, услугами которых пользуются миллионы аргентинцев.
Еще большую проблему представляет новое ускорение инфляции из-за мер нового правительства, которое, по мнению большинства частных консультантов, удвоит рост цен в последнем месяце года.
3. Арендная плата
Как и во многих других городах мира, цены на аренду жилья в Буэнос-Айресе после пандемии коронавируса выросли в геометрической прогрессии, и эта проблема усугубилась ростом местной инфляции.
Пытаясь защитить арендаторов, Конгресс Аргентины в 2020 году принял Закон об аренде, который установил фиксированный индекс для повышения цен и продлил срок аренды с двух до трех лет.
Однако это правило усугубило проблемы, в результате чего многие арендодатели решили продавать, а не сдавать жилье или предлагать временное жилье.
Благодаря нынешнему декрету, отменяющему этот закон, договоры между сторонами будут свободными. Арендодателям даже разрешат брать плату в долларах (что уже происходит сейчас, неофициально).
По словам Милея, отмена того, что он назвал «гнусным законом об аренде», была необходима, «чтобы рынок недвижимости снова мог функционировать бесперебойно, а аренда перестала быть испытанием».
Но для многих арендаторов, получающих зарплату в песо-валюте, которая была девальвирована на 54 % по отношению к доллару за один день в рамках «шоковой терапии», применяемой правительством Милея, возможность платить за аренду в долларах, которые могут вырасти выше их зарплаты, становится неразрешимой проблемой.
4. Экспорт и импорт
В последние два десятилетия — за исключением короткого периода между 2015 и 2019 годами — еще одним регулируемым сектором экономики была внешняя торговля.
С целью поддержания низких цен на местном рынке, особенно на мясо — главный продукт на аргентинском столе — правительства ограничивали экспорт некоторых видов сельскохозяйственной продукции, являющейся основным источником долларов для Аргентины.
В то же время, поскольку международные резервы Центрального банка сократились, импорт также был ограничен, что затормозило некоторые отрасли промышленности, сильно зависящие от иностранных поставок.
Теперь, после принятия «мегадекрета» Милея, «запрещено запрещать экспорт», — объявил президент.
Его предложение «реформирует таможенный кодекс, чтобы облегчить международную торговлю», — сказал он.
Полное освобождение торговли неизбежно приведет к резкому росту цен на местную продукцию. Свободный импорт также представляет угрозу для некоторых отечественных отраслей промышленности, которые не смогут конкурировать по цене.
5. Приватизация
Правительство Милея преобразует все государственные предприятия в акционерные общества «для их последующей приватизации». Он также отменяет закон, запрещающий приватизацию.
Это соответствует одному из предвыборных обещаний Милея, который заявил, что «все, что сможет оказаться в руках частного сектора, будет в их руках».
Интересно, что этот декрет позволяет аргентинским футбольным клубам стать обществами с ограниченной ответственностью, если они того пожелают, что также позволит провести их приватизацию — проект, продвигаемый экс-президентом Макри, главным политическим партнером Милея, который вызвал споры в последнее время.
6. Земля в руках иностранцев
Правительство Милея отменяет Закон о земле — постановление, ограничивающее концентрацию земли в одних руках и иностранную собственность на землю, особенно в сельской местности.
Предыдущий закон устанавливал предельный уровень владения сельской землей на территории страны для неаргентинских физических и юридических лиц в размере 15%. По словам президента, эта мера направлена на «поощрение инвестиций», однако многие в Аргентине обеспокоены возможностью того, что большие участки сельской местности, являющиеся производственным и экономическим центром страны, полностью перейдут в руки иностранного капитала.
И так далее.
Всего через 10 дней после инаугурации Милея в Буэнос-Айресе прошли первые антиправительственные протесты. В результате первых реформ «шоковой терапии», экономика и уровень жизни аргентинцев находятся в состоянии свободного падения. В ближайшие месяцы Аргентина обещает стать сценарием самой острой социальной борьбы на американском континенте, с огромными рисками гражданской войны.
Специально для «Другой Украины» независимый эксперт Олег Ясинский