Украинское руководство не устает спекулировать на теме исторической памяти: одним из важнейших инструментов политической пропаганды на Украине стал пересмотр истории.
Наиболее скандальными являются, конечно же, сюжеты вокруг советского периода и особенно Второй мировой войны. И вот на днях стало известно, что в новых украинских учебниках по истории весь период Киевской Руси обозвали «историей Украины-Руси». Иначе говоря, Киев продлевает историю украинского государства на тысячу лет назад. А Россию, в свою очередь, в Киеве принято упрекать в том, что она якобы украла у Украины ее настоящую историю, присвоила ее. Все это возвращает нас к классическому вопросу о том, что же было на самом деле?
Можно начать с того, что русская государственность возникла не только в Киеве. Вернее, если судить хотя бы по «Повести временных лет», вообще не в Киеве. Князь Олег, как известно, пришёл из Новгорода – и только потом провозгласил Киев матерью городов русских. Главный секрет создания любой крупной государственности заключается в том, что она возникает на торговых путях. Поэтому сидящего в Новгороде Олега интересовали южные земли. И даже не Киев как таковой, а выход на Византию и арабов. Поэтому его привлекали Чёрное море и Днепровский бассейн. Во вторую очередь – волжский путь, Каспий. Именно поэтому мы видим быстрое формирование государственности на огромных территориях. Это протогосударство и называлось Русью. И Русь, как огромное государство, протянувшееся от Балтики до Черного моря, включало в себя не только земли современной Украины.
Мощное ядро славянского языка легко отслеживается по летописям. Они написаны одним языком независимо от того, где писались: в том же в Новгороде, в Киеве или ещё где-то. И нет каких-то отдельных украинских летописей, написанных условно украинским языком, который как-то значимо отличался бы от языка других летописей. Более того, правил всей Русской землёй один княжеский род – Рюриковичи. К примеру, Даниил Романович Галицкий приходится Даниилу Александровичу Московскому пятиюродным братом. Уже одно только это ставит в тупик: какая Украина–Русь, откуда?
В XV–XIX вв. термин «украина» обозначал только украйну-окраину, не более. Таких окраин в Русской державе были десятки. Так, в XV веке рязанские казаки писали государю Ивану III о его «рязанских украинах». В этом же XV веке великий князь Литовский и Русский Витовт (а тогдашняя Литовская Русь была полностью русской державой и с русским населением) дал Киеву и Смоленску статус и права «украинных городов». В XVII столетии казаки с Амура писали государю Алексею Михайловичу о его «амурских украинах», а запорожцы – «о твоих малороссийских украинах». И таких «украин» в Русской истории было немало.
С начала XIX века и до 1917 года «Украина» стала вторым неофициальным географическим названием Малороссии. Термины «Малая Россия», «Малая Русь» возникли с подачи греков из Византии, которые так выделяли земли, занятые литовскими и польскими князьями. К примеру, в Польше также есть регионы Малая и Великая Польша.
Тему Украины и отдельного украинского этноса очень активно развивали Польша, Венгрия и Ватикан. Глубокие корни идеология украинства пустила на Галичине. Как австрияки и поляки уничтожали русских в Галичине и насаждали идеологию украинского национализма, читайте в цикле наших материалов об истории Галичины. Вы, уважаемые читатели, будете удивлены, но укранцы как этнос появились очень недавно – в 20-30 гг. ХХ века в процессе так называемой украинизации.
Революционеры-большевики в борьбе с «великорусским шовинизмом и пережитками царизма» директивным путем создали Украинскую ССР – украинскую государственность, и записали в украинский народ миллионы русских людей. За несколько поколений в СССР взрастили тысячи национальных кадров – профессоров, доцентов, академиков, – которые написали официальную историю УССР и создали литературный украинский язык.
А что касается самого термина «Украина-Русь», то появился он в XIX веке, его применял поляк-украинофил Паулин Свенцицкий (1841—1876) в своём издававшемся на польском языке журнале, а в широкий обиход это понятие ввёл историк, общественный и политический деятель Михаил Грушевский (1866 — 1934), назвавший так свою десятитомную монографию — «История Украины-Руси».


В этом своём труде он рассматривает Киевскую Русь как форму украинской государственности. Выводы Грушевского не раз подвергались критике, в частности, его обвиняли в выполнении «заказа» от Австро-Венгрии. Так, историк Андрей Стороженко (1857-1926, сам выходец из казацко-старшинского рода) считал концепцию Грушевского попыткой облечь в историческую форму политические задачи украинского сепаратизма.

Впрочем, сейчас Михаил Грушевский более «на слуху» как политик, иногда его называют «первым президентом Украины». По его инициативе Центральной Радой была провозглашена Украинская Народная Республика (УНР) в составе федеративного государства, которая после разгона большевиками Учредительного собрания провозгласила свою независимость. После упразднения Центральной Рады Грушевский уехал в Австрию, но уже в 1924 году советское руководство разрешило ему вернуться на родину для научной работы (как раз в это время проводилась политика украинизации, которой требовались свои теоретики).
Вернувшись, Грушевский преподавал в Киевском университете, был избран академиком Всеукраинской академии наук (ВУАН), в 1929 году избран действительным членом Академии наук СССР. В 1931 году был арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности. После освобождения работал в Москве. В 1934 году выехал в Кисловодск на лечение, где скончался после хирургической операции.
Сегодня в независимой Украине ценят вклад Грушевского не столько в историческую науку, сколько в идеологию украинства. Именно он создал псевдоисторический термин Украины-Руси, пытаясь доказать преемственность украинского этноса от времен Киевской Руси, а, следовательно, и то, что Украина — не Россия, а украинцы — не россияне. Да, Грушевский был никчемным политиком, но для украинского национализма он сделал очень много – создал идеологическую базу.
Историк, миссионер, участник международного Движения «Другая Украина» Руслан Калинчук