«Скоро украинцы начнут убегать от собственного государства», — такими утверждениями в канун Нового года полон украинский интернет. Причина в новом законопроекте о мобилизации, благодаря которому правительство и командование надеются поставить под ружье полмиллиона украинских мужчин. Именно столько нужно фронту после двух лет попыток закончить войну «за две-три недели» и неудавшегося контрнаступления.
Полмиллиона новых призывников позволят восполнить потери и сформировать новые подразделения, заявил секретарь оборонного комитета Верховной Рады Роман Костенко. Эту же цифру озвучил и глава президентской фракции «Слуга народа» Давид Арахамия. А условия призыва, напоминающие о рабовладельческом строе, уже спровоцировали огромные очереди за паспортами заграницей, снятие с карточных счетов денег внутри страны и тонны полных горечи слов о том, что на такое граждане Украины вообще-то не подписывались.
И снова здравствуйте
На самом деле вопрос об ужесточении правил мобилизации и, возможно, всеобщем призыве начали понемногу «прощупывать» еще в августе, когда стало понятно, что успешного молниеносного контрнаступления не предвидится. Тогда Зеленский одним движением уволил всех военкомов, чтобы сломать коррупционные схемы с уклонением от призыва, а в эфире стали появляться военные, которые рассказывали, что на передовой все плохо. Не хватает всего и, в первую очередь, людей.
На подготовленную почву легло новое постановление, касающееся женщин: все, имеющие медицинское и фармацевтическое образование, должны были с 1 октября 2023 года в обязательном порядке встать на воинский учет. Тогда же Омбудсмен Верховной Рады Дмитрий Лубинец прошелся и по формулировке «ограниченно годен» как не соответствующей современной реальности.
«Не должно быть «ограниченно годных», — доложил он на заседании СНБО в октябре. — Гражданин Украины должен быть либо пригоден к выполнению военной службы, либо непригоден. А «ограниченно годные» могут служить в IT войсках».
В целом, к появлению новых правил мобилизации общество было подготовлено. Оставалось только их написать и найти ответственного.
Весь последний месяц уходящего года между Зеленским и Залужным шли препирательства в публичном поле. Президент всячески показывал, как он не хочет заставлять украинцев идти на фронт, сваливая вину на Залужного — дескать, это ему нужно «нагнать побольше народу», а Залужный, в свою очередь, открещивался от участия в решении вопроса мобилизации. Когда же премьер Шмыгаль в качестве рождественского подарка зарегистрировал 25 декабря законопроект 10378, вводящий новые правила мобилизации, главнокомандующий ВСУ даже появился в эфире телемарафона, чтобы «отмыться» не только от нового документа, но и от заявки на полмиллиона душ.
«Военное командование не делало никакого запроса на какие-то цифры, — оправдывался он. — Мы формируем свои запросы на постоянной основе, а в каком-то отдельном формате, заходом через Кабмин или Верховную Раду, мы не действуем». И вообще, поставил точку в вопросе Залужный, никакой законодательной инициативы армия не имеет, а потому все вопросы — к профильному министерству и авторам законопроекта.
Кого бы ни назначили виноватым, законопроект уже зарегистрирован в парламенте. Всем очевидно, что в текущем формате правила мобилизации работают плохо и обеспечить передовую достаточным количеством отловленных на улицах новобранцев ТЦК не смогут. Значит, кому-то все же придется взять на себя ответственность за непопулярное решение.
А оно вызвало настоящий фурор.
Не спрятаться, не скрыться
Во-первых, новый законопроект вводит обязательную трехмесячную базовую военную подготовку для всех граждан Украины в возрасте с 18 до 25 лет во всех учебных заведениях. Почему-то никто об этом не говорит, но теперь учиться военному делу будут и девочки. Возраст мобилизации снижается с 27 до 25 лет, а повестки теперь можно будет получить не только лично в руки, но и просто на электронную почту. Соответственно, в случае принятия закона, все мужчины призывного возраста должны будут зарегистрироваться, пройти медосмотр и явиться по вызову ТЦК.
Все это касается и тех, кто находится не на Украине. По данным Евростата, в странах ЕС нашли приют около 650 тыс. украинских мужчин — как раз хватит, чтобы закрыть потребность фронта в людях. Поэтому для «евробойцов» предусмотрены специальные карательные санкции. В случае, если они не встанут на учет, их лишат возможности получить или заменить паспорт, оформить нотариальную доверенность и даже отлучат от банковских услуг. Поэтому на следующий же день после появления законопроекта перед центрами «Паспорт Сервис» в странах Европы выстроились километровые очереди.
А вот если требования нового закона нарушат граждане, находящиеся на территории Украины, их внесут в реестр должников. Те, кто в него попал, «временно» не смогут ни под каким предлогом выехать из страны, им будет запрещено покупать, дарить, передавать в наследство или получать движимое или недвижимое имущество, на них будут наложены ограничения в праве управлять транспортным средством и получать водительские права, им не дадут кредит, не предоставят льготы от государства, а также ограничат в возможности распоряжаться собственным имуществом. То есть станут бесправными тенями в собственной стране. Видимо поэтому уже сегодня, по данным украинского журналиста Егора Чечеринды, нотариальные конторы в стране полны мужчин, которые пришли переписывать свое имущество на «матерей, жен и любовниц».
Обязанности вербовщиков в новом документе возложены не только на ТЦК. Теперь местные советы должны будут обеспечивать организацию призыва граждан и их явку на сборные пункты, а также доводить до их сведения распоряжения о проведении мобилизации и вызове в военкомат. В оповещении и обеспечении явки на места сбора и в воинские части также примут участие городские администрации, центры занятости и рекрутинга, центры предоставления административных услуг и даже работодатели — предприятия и организации. Полиции также будут предоставлены дополнительные полномочия в «осуществлении мероприятий» по оповещению военнообязанных. Кроме того, полицейские получат право задерживать и доставлять к военкомам призывников, нарушивших законодательство о мобилизации.
Не явившиеся на войну граждане будут наказаны по сообщению руководителя ТЦК и по его же сообщению могут быть исключены из «штрафного списка» в случае их появления. Коллективный военком теперь назначен главным персонажем в стране, он наделяется правом вершить судьбы.
Новый законопроект вносит изменения и в отношения военных со студентами. Во-первых, теперь получение второго образования не является поводом «откосить» — это позволено только тем, кто учится в вузе впервые или поднимается выше по уровню, а главное, никаких заочек. Интересно, что возрастных ограничений для получения первого образования не установлено, то есть можно дожить без образования до 50 лет, а теперь срочно поступить в вуз. Кстати, за 2022-23 год, согласно данным NGL.media, количество поступивших в ВУЗы мужчин призывного возраста увеличилось в 23 раза.
Не тронут педагогов и научных сотрудников, работающих на полную ставку и чиновников категории «А». Зато законопроект отменяет отсрочку для людей с 3 группой инвалидности, и теперь в окоп можно отправить без одного глаза, без руки или ноги, а также карликов – список допустимых дефектов очень длинный.
Пожалуй, единственным моментом нового документа, не вызывающим споров и нареканий, является положение о демобилизации солдат-срочников, призванных до объявления военного положения. Несмотря на то, что их должны были демобилизовать по окончании срочной службы без всяких дополнительных документов, ребята до сих пор, многие уже больше двух, а то и трех лет, остаются в военных частях. Хорошо хоть не на передовой, и на том спасибо.
За что бороться
Неудивительно, что безжалостный законопроект вызвал горячие дебаты и волну резких заявлений. Откуда-то появилась на сцене даже неувядающая Юлия Тимошенко. А экс-спикер парламента Дмитрий Разумков, явно перешедший в оппозицию к Зеленскому, заявил, что концепция Кабмина от начала и до конца построена по принципу «loose-loose». Проиграют от нее все. Более того, законопроект нарушает «все возможные статьи Конституции и дает четкий сигнал всем, кто выехал за границу, чтобы они просто не возвращались». Разумков уверен, что с принятием закона люди начнут увольняться и выводить деньги со своих счетов.
«Общество перейдет в оппозицию к государству, а это слишком большой риск в условиях войны, который не получится полностью компенсировать идеологической накачкой и репрессивным аппаратом». В результате значительная часть полностью разорвет связи с государственными институтами, уволится и будет снова, как раньше, работать вчерную, не платя налоги, — так прокомментировал законопроект экономист Алексей Кущ. — В такой ситуации вряд ли еще найдется столько желающих донатить на ВСУ и заниматься волонтерством. И, разумеется, число жаждущих сбежать из такого концлагеря возрастет настолько, что «на границах может повториться «штурм берлинской стены» в 1989 году в ГДР».
К таким же выводам пришел и глава Комитета Рады по экономическому развитию из президентской фракции «Слуга народа» Дмитрий Наталуха, заявивший, что украинцы сделают все, чтоб никто не смог их «вычислить, найти и призвать». «Если в 2022-м часть населения убегала от вражеского государства, то при ошибочном решении в 2024-м появится риск, что украинцы начнут убегать уже от своего», — сказал депутат. Кстати, убегают в последнее время и так все активнее: по данным украинской погранслужбы, ежедневно из страны выезжает шесть тысяч мужчин и только 200-300 из них возвращаются.
В соцсетях стало суперпопулярным видео Владимира Зеленского с саммита в Брюсселе год назад. В нем он комментирует вопрос о мобилизации, проникновенно говоря, что загонять палками на войну «как Россия» они не могут. «Мы не такое государство». Украинцы ведь воюют за европейские ценности, хотят быть членом Европейского союза, «поэтому даже воевать мы должны с учетом таких ценностей». Все это красиво миксуется со сценами уличных драк военкомов с мужчинами, которых ловят как собак.
Заходит это сетевой аудитории очень хорошо. Вчера еще «единая страна» пишет в комментариях о рабстве, сопротивлении, высказывает крамольные мысли, что, может быть, Россия и правда шла их освобождать. Люди вдруг пришли к выводу, что их единственный путь не ходить ни на какую войну, поскольку это и есть истинное спасение нации. Хлопающие на ветру флагами бескрайние кладбища «героев» тому прямое доказательство.
Так что главная цель мобилизации — сохранить и защитить страну — в результате принятия подобного закона совершенно точно достигнута не будет. Как, пожалуй, и принятие более мягких формулировок. Поскольку теперь для украинцев на повестке дня только один вопрос: а нужна ли им такая страна, в которой они всего лишь расходный ресурс.
И самое печальное, что вопрос этот задавался оппозиционными политиками раньше. Но чтобы услышать его, понадобилось два года времени и бесчисленные жертвы, которых могло не быть.
Специально для «Другой Украины» историк, политолог Дмитрий Курдов