Воинственная Польша пришла к выводу, что не очень-то в состоянии тягаться с «потенциальными противниками» из-за ряда объективных проблем. Министр-координатор польских специальных служб Томаш Семоняк заявил, что государство не может нарастить численность армии из-за демографических проблем.
Поэтому Семоняк предложил наращивать численность спецслужб, сославшись на некий «мировой опыт». Если под этим «опытом» он имел ввиду израильский — то пример так себе… Шесть израильских спецслужб откровенно проспали нападение ХАМАС 7 октября 2023 года и отдуваться вновь пришлось армии. Если уважаемый пан имел ввиду британский опыт, то Польше, для его повторения не хватает самой малости: островного положения, пятисотлетних традиций тайных операций, а также специфического менталитета и системы воспитания.
Поэтому предложение Семоняка по расширению его ведомства понятно, но нереализуемо. Что же касается роли армии, ее отменить просто невозможно. Все прекраснодушные разговоры мирных десятилетий по малой профессиональной армии, ведущей роли сил спецопераций и прочее разбились о суровую реальность. В 2024 году, как и в 1914 году главной военной ценностью в мире является гаубичный снаряд, а исход войны решает мобилизационный потенциал и мощь военной промышленности страны.