В чем смысл и величие одного из главных христианских праздников и почему гонения на Спасителя продолжаются до сих пор.
Рождественская ночь — символ таинственного начала Божественной Жизни. Она пришла в место крайнего оскудения, туда, где среди людей перестала царствовать правда жизни, а воцарился принцип выживания, когда каждый цепляется за собственное существование, попирая все разумные законы человеческого общежития.
Поэтому наш мир не принял Спасителя и места Ему не нашлось нигде, даже в гостинице, и Пресвятая Богородица родила Его в пещере. Увы, ставший своеобразной пасторалью Рождественский праздник показывает нам эту пещеру как некую идиллию: среди зверюшек рождается младенчик. А ведь это было страшно: пещера, которая была хлевом, стала местом прихода в мир Спасителя. Ничего лучшего, кроме хлева, мир не приготовил для Него. И не так уж идилличны были эти пастухи, пришедшие поклониться Ему, ибо только они тогда отозвались на данное всему человечеству свыше откровение. Ни учителя народа, ни царь Ирод, ни все те, кто гордился своей принадлежностью к богоизбранному народу, несшему многие века в этот мир истину Божественного откровения, не удостоились этой великой благой вести.
И вот уже Евангелие указывает нам на новые опасности, которые подстерегали Святое семейство: Пресвятую Богородицу, Иосифа Обручника и Младенца. Несмотря на то, что вся полуязыческая мудрость в лице Волхов отозвалась на приход в мир Спасителя, царь Ирод – царь того народа, который прежде всех других народов должен был признать Младенца Мессией, – изъявил готовность искать Его, чтобы убить. А потом случится это избиение Вифлеемских младенцев, и будет бегство Святого Семейства в Египет.
Сложно себе представить, что ощущал Иосиф Обручник – глубокий старик, которому к моменту Рождества Христова было уже около 80 лет. И он вынужден был бежать в Египет. А Пресвятая Дева Мария? Ей было всего 15 лет. По меркам современного мира Она – почти ребенок. И на Нее, на Ее Сына ополчился весь мир. За что? Для Пресвятой Богородицы полнота горечи бегства в Египет закончится на Голгофе, когда Тело Её невинно убитого Сына снимут с Креста и отдадут Ей на руки. А Младенец Христос? Только-только появился на свет, а Его уже преследуют. И будут преследовать не только всю земную жизнь, пока не распнут, но и поныне. Каждый год в разных уголках Азии и Африки убивают сотни христиан. Впрочем, что там Африка с Азией, сегодня преследуют и прогоняют Христа на Украине…
«Тогда в чем же смысл праздника Рождества Христова?» – задаемся мы вполне естественным вопросом в эту Рождественскую ночь. В победе жизни над смертью, света над тьмой. Несмотря на то, что весь мир и весь ад ополчились на беззащитного Младенца, Он победил мир и превзошел ад. Рядом с Ним были Пресвятая Богородица и Иосиф Обручник, которым хватило веры и силы духа превзойти все искушения этого мира и преисподней. Именно им двоим в тот момент довелось не только пережить великое счастье Рождества Христова, но и великое испытание, когда в их руки была вверена судьба мира; судьба нашего спасения; судьба Божественного Младенца.
Справедливо праздник Рождества Христова считается праздником семейным, символизирующим собой величие семьи как малой Церкви. И многие из нас хорошо знают, как трудно созидать эту семью в мире, в котором для большинства людей Христос не существует ни как Бог, ни как Спаситель. И вместе с тем только в семье, как в малой Церкви, может по существу родиться тот, кто в сотрудничестве с Богом сможет осуществить спасительную миссию и стать ещё одним жителем Небесного Царства.
История Рождества Христова заповедует нам помнить непреложный закон бытия: великая радость рождения в мир Христа сопровождалась большим испытанием веры тех, кто связал себя с Ним уже тогда. Бог приходит в мир в образе хрупкого, беззащитного Младенца тогда, как человек является, по сути дела, совершителем прихода в мир Спасителя, как это стало с Пресвятой Богородицей. Спасение в этот мир приходит от Бога, но Он настолько верит человеку, что вверяет Себя в его руки. И когда мы на Божественной литургии причащаемся Его Тела и Крови, это значит, что Христос доверил нам Себя в надежде, что мы не прогоним Его из нашей страны и, главное, из нашего сердца.
В эту святую и торжественную ночь прихода в мир Спасителя хотелось бы подумать над тайной Христового Тела и Крови. Само наименование места рождения Христова «Вифлеем» глубоко символично. Еврейское слово «Вифлеем» (на иврите — בֵּית לֶחֶם, Бейт-Лехем), буквально переводится как «Дом Хлеба». Уже это указывает нам на главную Миссию Христа: дать человеку Хлеб Жизни, то есть Себя в Таинстве Евхаристии, в Церкви.
Часто нецерковные люди, услышав о Церкви, удивляются: какая Церковь, XXI век на дворе! Да, мир мчится всё быстрее и быстрее, вот только человек остается тем же. С момента грехопадения в раю он замкнулся в себе, в своих страхах и желаниях. И потому стал одиноким.
Мне кажется, что, несмотря на все средства коммуникации в современном мире, человек за всю свою историю никогда не был так одинок, как ныне. Трагедия ада состоит в том, что это место вечного одиночества. Если человек во время земной жизни не научился принимать Бога и других людей, он просто не сможет жить в Царствии Небесном, где пребывает Бог и бесконечное число людей. Поэтому Церковь как собрание любящих Бога и друг друга людей и есть Царствие Небесное уже здесь, на земле. А любовь эта коренится в том, что христиане причащаются Тела и Крови Христа и таким образом становятся родственниками Христу и друг другу, в них течёт одна Христова Кровь.
Именно в этом заключается величие праздника Рождества Христова – Бог вочеловечился, принял человеческое тело, в Его жилах текла человеческая кровь. Говоря иначе, Голгофе предшествует Вифлеем, как евхаристическому канону Божественной Литургии предшествует проскомидия. Ныне Бог каждого, кто причастится Его Тела и Крови, делает Своим родственником! Предвечный Бог, Творец вселенной хочет, чтобы мы были родственниками Ему и друг другу.
В этом и есть наше величие, раскрывающееся в празднике Рождества: не в нашем прошлом, не в наших добрых поступках, а в том, что мы – хрупкие и смертные люди можем вместить в себя Бога – в нашей богоизбранности!
Руслан Калинчук, историк, миссионер, участник Движения «Другая Украина»