Количество тех, кто поддерживает существующую стратегию США по Украине стремительно сокращается: к ним присоединился и Байден.
Чарльз «Чак» Шумер, лидер демократического большинства в Сенате США и Майкл Джонсон, спикер-республиканец Палаты представителей США в прошедшее воскресенье как бы доложили всему миру и американцам, что с госбюджетом страны на 2024 год у них все на мази.
Потом пресс-службы Конгресса и администрации президента США Джо Байдена сообщили, что Конгресс США, скорее всего, проголосует за бюджет на этот год в размере почти 1,6 трлн долл. И эта цифра как бы согласована для того, чтобы избежать шатдауна (блокировки расчетов по государственным статьям расходов), который, как всем известно, может наступить после 19 января и окончательно после 2 февраля, если страна останется без бюджета. Теперь шатдауна якобы не будет.
То есть сегодня демократы и республиканцы после многомесячных препирательств якобы достигли соглашения по бюджету. Однако, увы, проблемы остаются. Во-первых, несмотря на то, что все стороны выразили друг другу благодарность за готовность договариваться, соответствующий документ еще только предстоит принять в обеих палатах Конгресса. А вот тут-то и могут возникнуть новые непредвиденные проблемы.
Во-вторых, из этого бюджета 886 млрд долл. будут выделены на оборону, а остальные 772 млрд долл.(увеличено на 68 млрд долл. в сравнении с первым вариантом) пойдут на другие нужды. Но беда в том, что там, в бюджете, нет денег на Украину. Практически. Проект оборонного бюджета, согласованный профильными комитетами обеих палат, включает 300 млн долл. на военную помощь Украине в 2024 году.
Дополнительное финансирование, которое просил Байден для Украины и Израиля, не было включено в новый бюджет. Он, правда, пока не предполагает и увеличения расходов на стену (и другие мероприятия) между США и Мексикой, откуда валом валят мигранты. Но в этом и есть суть достигнутого компромисса — в заметании под спуд существующих проблем.
И вот эта печальная новость для неонацистского режима на Украине пришла из США — главного куратора, вдохновителя и кошелька современных украинских упырей. Значит, оскудел кошелек доброхотов. И, судя по всему, еще оскудеть может.
Сам Байден также согласился лично прибыть в Конгресс, чтобы рассказать о положении дел в стране. Причем спикер Палаты представителей Джонсон заявил, что администрации президента Байдена нужно отчитаться письменно и необходимо выработать и пояснить стратегию в отношении Украины, в которой важно определить цель финансовой и военной поддержки, оказываемой украинским властям.
Украина для Джонсона стоит на особом месте. Ею будут лупить по Байдену в межпартийной борьбе и во время президентской гонки-24. «Чего мы добиваемся на Украине? Какова наша стратегия? Какую цель мы преследуем? Как мы будем осуществлять контроль над этими драгоценными средствами налогоплательщиков», — сказал он в интервью CBS. «Мы несем ответственность перед людьми, которые это финансируют. Белый дом не предоставил ответов на эти вопросы. Я просил их письменно, публично, в частном порядке — всеми способами дать нам эти ответы, но они этого не сделали».
По словам спикера Палаты представителей, его однопартийцы-республиканцы также заинтересованы в победе Украины, однако они выступают за рациональное выделение средств. Джонсон также заявил, что, прежде чем обеспечить безопасность третьей страны, необходимо обеспечить безопасность США и что, если вопросы о защите границы и стратегии по Украине будут решены, финансирование будет выделено.
И что же мы имеем? Как известно, Байден просил Конгресс выделить 106 млрд долл. на помощь Украине, Израилю, Тайваню и на укрепление южной границы США. И утвердить эти суммы в рамках одного пакета дополнительного финансирования. Киеву из этой суммы предполагалось выделить 61 млрд долл. Но республиканцы требуют, чтобы вопросы рассматривались отдельно. И письменного отчета, чтобы можно было анализировать сказанное и при малейшей возможности драть рассказчика, как сидорову козу, за просчеты, провалы и несостыковки.
И потому многие эксперты считают, что в первую очередь приход Байдена в Конгресс уже будет для него публичной поркой. Но придет. И потому, что закон есть закон — так принято в США. И потому, что ему придется пройти горнило нелюбви конгрессменов и показать, что он дееспособный президент. В этом многие откровенно сомневаются. И всем известна предвыборная дилемма Байдена: если провалится в Конгрессе, то на выборы от демократов вместо него пойдет кто-то другой. Например, Мишель Обама, жена его бывшего шефа Барака, у которого Байден служил вице-президентом.
И Байден уже публично признал: «Двухпартийный проект финансирования, который согласовали лидеры в Конгрессе, приближает нас к тому, чтобы предотвратить ненужную приостановку работы правительства и защитить важные национальные приоритеты». Но не только это. По его словам, предусмотренный проектом финансирования бюджет отвечает требованиям Белого дома.
То есть Белый дом согласен сокращать помощь Киеву!
Во вторую очередь уже очевидно, что, сокращая помощь Украине, разные представители американских властей по-разному уже послали сигнал неонацистскому режиму Зеленского, что помощь из США может не сохраниться на уровне предыдущих лет. И что многие в США ждут от ВСУ перехода к стратегической обороне, организация которой не потребует так много денег, как было прежде.
Например, все вспоминают сегодня, что в конце декабря 2023 года издание Politico со ссылкой на свои источники сообщило, что администрация Джо Байдена «незаметно меняет стратегию по Украине» — отходит от задачи «полной победы над Россией и освобождения всех территорий», а фокусируетвнимание на «улучшении позиций Киева на возможных переговорах о прекращении войны».
В январе 2024 года спикер Госдепартамента Мэттью Миллер опроверг на официальном брифинге эту публикацию и назвал указанную в ней трактовку позиции Вашингтона «неправильной». Но ведь тот же Миллер тогда же еще более откровенно заявил: «Мы будем поддерживать Украину столько, сколько нужно, но это не значит, что мы будем поддерживать Украину с таким же уровнем военной поддержки, как в 2022-2023 годах. Мы не думаем, что это будет нужно, потому что наша цель — сделать Украину самостоятельной, чтобы она могла «стоять на своих ногах», помочь Украине построить свой ПК и ВПК, чтобы она могла финансировать и строить свое собственное оружие…».
Помнят все, что и координатор Совета нацбезопасности по стратегическим коммуникациям Джон Кирби также призвал Конгресс поторопиться с деньгами для Киева. И при этом отметил, что после возобновления помощи Украине упор будет сделан на системы противовоздушной обороны (ПВО). По его словам, «украинцы заслуживают того, чтобы знать», что американцы предоставят Киеву «все необходимое для самообороны». То есть все-таки для самообороны, а не для нового контрнаступа.
США нужна передышка в виде обороны Киева, а еще лучше — в виде перемирия или «заморозки» конфликта. Это тоже уже общее место в спорах об Украине и СВО.
А спикер Палаты представителей Майк Джонсон по-прежнему стоит на своем и утверждает, что не только простые американцы, но и законодатели не понимают стратегии Белого дома по Украине, на финансирование которой выделяются огромные деньги налогоплательщиков. «Администрация чего-то недоговаривает», — отметил Джонсон.
Но все-то знают, что и он знает, о чем Белый дом недоговаривает. И сам недоговаривает, потому что время не пришло: президентская гонка только набирает обороты и для борьбы в ней нужны весомые аргументы. А что для американцев весомее денег?
Владимир Скачко, политолог, участник Движения «Другая Украина»