Сегодня, 13 января, на Тайване лидеры региона и «законодатели» Тайваня одновременно участвуют в выборах. В 2024 они первые в череде волеизъявлений народов мира, которые вызывают мировой интерес. Скорее всего, вы уже слышали, что политическая борьба шла между Демократической прогрессивной партией (правящая партия с первоначальным вектором к так называемому самоопределению людей, считающихся этническими тайваньцами); Гоминьданом (оппозиционная партия Тайваня, выступающая за нормализацию отношений с Пекином) и Народной партией (выступает за диалог с Пекином и США).
Несколько часов назад стало известно, что кандидат от прокитайской партии признал поражение, и политические геостратегии воспринимают эту новость как тревожную. Ведь мировая пресса писала накануне выборов: «Напряженность по поводу их результатов может спровоцировать военное балансирование между Вашингтоном и Пекином в Южно-Китайском море, центром которого является остров, производящий более 90 процентов самых передовых в мире микрочипов».
Китай называет Тайвань своей провинцией и говорит, что около 610 г. н.э. прибрежные жители материкового Китая начали переселяться на остров Пэнху на Тайване. Поэтому разговоров о принадлежности острова и быть не может. С другой стороны США традиционно вмешивается в дела третьих стран, утверждая, что Тайваню нужна независимость. На деле же для американцев это – очередной форт-пост против Китая. Как Украина против России. Создавался искусственный конфликт.
Американцы обвиняли китайцев в создании манипулятивных опросов. При этом под руководством американцев на Тайване создавались фонды образования общественного мнения, которые выдавали результаты о том, что: 76,7% вдруг стали считать себя тайванцами и только 9,2% считают себя китайцами. А в заключении опроса подводили итог фразой: тайванцы, в отличие от китайцев, стали тайванцами. Но, как бы ни манипулировали людьми, суть оставалась прежней – угроза конфликта нарастала.
На фоне дебатов о политическом статусе Тайваня (т.е. о том, связан он с материковым Китаем или нет), ДПП взяла на себя обязательство создать «Тайваньскую республику с независимым суверенитетом». Теперь сообщается, что кандидат от правящей партии Лай Чинг-те одержал победу на президентских выборах Тайваня, а его оппоненты уступили.
Так к чему готовиться миру?
Тайвань может пойти еще дальше в вопросе так называемого самоуправления и официально провозгласить о своей независимости. Пекин может проявить китайскую мудрость и не ввязываться в прямое противодействие, а может достать свой Цзянь (китайский меч) и начать рубить с плеча.
Сюда же входят и вопросы экономики, которые могут затронуть полмира. Как пишет Bloomberg: Выборы на Тайване подчеркивают вероятность конфликта, который может уничтожить мировую экономику.
На кону – серьезные финансовые ставки в потенциальном конфликте из-за Тайваня, особенно с учетом стратегических целей США и Китая. Итог выборов на Тайване – это дальнейшая судьба активов, вложенных в тайванские мощности. И конечно, угроза человеческим жизням, которые бесценны.
Владимир Старов, медиа-аналитик, участник Движения «Другая Украина»