Великобритания не меняет своих взглядов, подходов и методов в контексте развития украинского конфликта.
Зачем премьер-министры этой страны приезжают на Украину? Только с одной целью — продолжать войну и блокировать любые попытки мирных соглашений.
После переговоров Стамбуле в марте 2022, когда наметились очередные мирные тенденции, в апреле 2022 года в Киев срочно прибыл премьер-министр Великобритании Борис Джонсон и «убедил» руководство Украины продолжать войну. Средства убеждения и степень убежденности киевских властей пока оставим за скобками.
Также необходимо отметить, что ранее, 17 февраля 2022 года, было заявлено о создании нового альянса трех стран: Великобритании, Польши и Украины, и тогда говорилось о стратегическом сотрудничестве, всемирной поддержке и передаче вооружений.
В конце 2023 года начинается «скандал» с Залужным и вновь в украинском информационном пространстве намечаются «тенденции к мирным переговорам». Часть киевской элиты начинает «обсуждать возможные варианты обсуждения» остановки военных действий так называемого замораживания конфликта.
И вот на Украину срочно прибывает очередной премьер-министр Великобритании – Риши Сунак, который 12 января 2024 года от лица Соединенного Королевства подписывает с украинской стороной Соглашение о безопасности.
В своем обращении к украинскому парламенту премьер-министр обозначил базовые принципы подписанного документа и политические ожидания английской стороны:
Договоренность о новом партнерстве между двумя странами рассчитана на сто или более лет.
Нужно готовиться к тому, что это будет долгая война.
Британия поможет Украине выиграть войну.
Британия готова работать над фактическим восстановлением украинского оборонно-промышленного производства.
Британия поддерживает курс Украины на вступление в НАТО.
Украинские и западные СМИ назвали подписанное Соглашение о безопасности гарантиями британской стороны для Украины. Собственно, сама «гарантия» британской стороны озвучена следующим образом: «Если Россия когда-нибудь снова вторгнется в Украину, Великобритания придет вам на помощь, оказывая скорую и постоянную поддержку в сфере безопасности. Мы предоставим современное оборудование на суше, море и небе, санкции против российской экономики и будем тесно сотрудничать с союзниками над этим. Вам не придется просить, вам не придется доказывать, что вам это нужно».
Да, так и было сказано: «If Russia ever again invades Ukraine, the UK will come to your aid with swift and sustained security assistance».
Из этого заявления следует, что британский премьер де-факто фиксирует сегодняшнее положение границ и территорий, вышедших из-под контроля Киева, а помощь киевскому режиму будет оказана, но только в случае «если вдруг опять Россия нападет», – что под эти подразумевают британцы, наверное, известно только им.
22 декабря 20023 года глава МИД Польши Радослав Сикорский посетил Киев. Каких-либо значимых заявлений ни одной из сторон сделано не было.
13 января глава МИД Франции Стефан Сежурне посетил Украину с официальным визитом: результат такой же.
В настоящий момент не отметилась лишь германская сторона, глава МИД Бербок посещала Киев в сентябре 2023г.
Таким образом, основные европейские интересанты украинского конфликта проявились и можно сделать некоторые выводы.
Ультимативная «Украинская формула мира» выгодна британцам, поэтому она и была поддержана Соглашением о безопасности. Однако, судя по развивающимся событиям, в украинском парламенте ультимативность окружения Зеленского может привести к кризису киевской власти. Скорее всего, именно этого ожидают англичане и стремятся занять позицию модератора процессов формирования новой украинской власти.
Британцам удалось оттеснить немцев и взять управление украинским конфликтом в свои руки, то есть контроль над экономикой в сфере ОПК, управлением ВСУ, морской логистикой и работой разведки.
Польша отошла в сторону под давлением Британии, но и те, и другие понимают, что киевский режим в том виде, как есть, долго не просуществует. Начинается дележка оставшихся от американцев активов и территорий. Поляки не допускаются англичанами в экономику Украины. Польша пытается компенсировать свою удаленность от раздела непосредственных украинских ресурсов, создавая себе преимущества на внешнем европейском рынке, блокируя Украину на с/х рынке и логистике.
Вернемся к пафосному выступлению в украинском парламенте премьер-министра Сунака: «Если Россия когда-нибудь снова вторгнется в Украину, Великобритания придет вам на помощь с быстрой и устойчивой помощью в области безопасности. Мы предоставим современное оборудование по суше, морю и небу. Введем санкции против экономики России. И для этого тесно сотрудничайте с союзниками. Вам не придется просить. Вам не придется отстаивать то, что вам нужно. Великобритания будет рядом до последнего. Я считаю, что это величайший момент в истории наших отношений. С беспрецедентными гарантиями безопасности…»
Наверное, мало кто помнит, но такое уже было.
В марте 1939 года премьер-министр Великобритании Невилл Чемберлен публично заявил: «…в случае любой акции, которая будет явно угрожать независимости Польши и которой польское правительство соответственно сочтёт необходимым оказать сопротивление своими национальными вооружёнными силами, правительство Его Величества считает себя обязанным немедленно оказать польскому правительству всю поддержку, которая в его силах. Оно дало польскому правительству заверение в этом».
25 августа 1939 года был подписан пакт между Польшей и Великобританией об общей защите. Договор содержал взаимные обещания в оказании военной помощи, в случае если кто-то из сторон будет атакован третьей стороной.
Через месяц Польша была разгромлена и капитулировала.
Специально для «Другой Украины» политический аналитик, кандидат географических наук Алексей Самойлов