В десятую годовщину Евромайдана о том, что происходило в последние дни перед государственным переворотом в Киеве, рассказал участник международного Движения «Другая Украина», непосредственный свидетель и участник тех событий, Александр Потёмкин.
Я много лет занимался этим движением, условно оно называлось на Украине «пророссийским». Тогда была такая партия «Родина», Киевскую областную организацию её возглавлял Игорь Марков, потом Вадим Савенко. И когда начался Майдан, появилось движение против срача на Майдане, постепенно люди появлялись. Я – киевлянин, и мы с группой решили, что будем называться «Киевляне за чистый город!». Раз в неделю мы собирались и пытались разобрать кучу мусора, которую представлял из себя Майдан, потому что палатки были установлены как попало, люди ходить нормально не могли. Они там кушали, какали, что они только не делали, убивали, умирали, пыточные были у них. Мы хотели расчистить все это, а политики пусть потом договариваются.
Второе направление, в чём мы решили легализоваться, это помощь «Беркуту» и этим ребятам, которые стояли в оцеплении. Люди скидывались деньгами, а мы на эти деньги покупали сигареты, стельки, носки. Их поливали водой, потому что постоянно летели коктейли Молотова. Они всё время были мокрые. Мы каждый день ходили по периметру в морозы, относили им сухое белье, какие-то лекарства. Если много перечисляли денег – фрукты привозили. Внутри у них в гостинице был штаб. Простые люди каждый день достаточно сильно поддерживали.
Потом решили создать организацию, чтобы все было открыто, прозрачно, чтобы люди могли контролировать, куда деньги расходуются. Документы подали до всех этих событий, но открылась она уже после. Появилась небольшая команда, несколько десятков человек. Обращались к «Партии регионов» с требованием навести порядок в городе. В какой-то момент мы пришли на Майдан, принесли стол. Я с мегафоном был, говорю, мол, пусть кто-то с Майдана придёт, и мы будем договариваться, чего вы хотите, как нам мирно жить.
В этот момент началось избиение. Там был Карась, но, в основном, руководила всем «Свобода». Ходили люди, которые показывали пальцами кого бить, кого не бить, это именно от «Свободы». Меня арматурой сильно избили: зубов лишился, рёбра сломали, лицо потом зашивали. В этот же день убили одного дедушку, там же, где нас били. У майдановцев всего 58 человек было для «Небесной сотни», а не сто. Поэтому родственникам этого человека предложили – или мы записываем его в «Небесную сотню», и вы получаете огромные компенсации, или мы его записываем как врага, это уже после переворота. Конечно, родственники записали его в «Небесную сотню». Майдановцы его убили, а историю потом переписали.
18 или 19 февраля, когда уже был финал этого шабаша, мы проводили акцию под американским посольством. Янукович договорился, есть гаранты, зачем вы устраиваете это? Потом у людей срывало крышу от того, как разрушают их страну – заклеили посольство, закидали яйцами стену, входную группу… От безысходности. Это единственное, что смогли сделать украинцы, чтобы хоть как-то докричаться, но американцы уже были на коне, уже праздновали победу.
Достаточно много людей зарабатывали на Майдане деньги. У нас было как-то одно мероприятие, пришли ребята с Майдана и говорят, что там скучно, давай мы у вас поучаствуем. А потом, когда нас окружали, все убегали, те же ребята спрятали меня в своей палатке. Майдан был замечательным заработком, там деньги просто швырялись налево и направо. Вот такая технологичная операция по госперевороту.
Александр Потемкин, участник Движения «Другая Украина»