Социология – сродни гороскопу. Уж больно магически действует на общественность. Люди очень хотят хотя бы одним глазком заглянуть в будущее. Политики всегда использовали социологию как один из самых действенныхинструментов для достижения своих политических целей. Нет, социология, конечно, наука, и я нисколько не пытаюсь преуменьшить ее роль. Однако нельзя забывать, что скальпель в руках хирурга – это инструмент для спасения человеческих жизней, а скальпель в руках преступника – это орудие преступления.
В каждой стране есть социологические кампании, у которых есть репутация, и они стремятся быть объективными и корректными в своих опросах. Это правда. Но в большинстве своём, социологические кампании, как шуты при дворе: с одной стороны пытаются говорить то, что приближенным говорить запрещено, а с другой, обслуживают власть и стараются быть максимально полезными, формируя тем самым желанное властью общественное мнение. Посмотрел социологию кампании ВОО «Передовые правовые инициативы», которая сразу после отставки Валерия Залужного провела опрос. Более чем 5000 участников в возрасте от 18 лет:половину опросили путём анкетирования, другую– по телефону. На-гора выдали результат: украинцы категорически против отставки Валерия Залужного (против 80,45%), а также против принудительной мобилизации (против 89,72%).
Абсолютное большинство – за добровольную мобилизацию с применением дополнительной финансовой мотивации (за – 93,97%) и призыв силовиков, работающих в тылу (за – 86,54%). Это значит, что подавляющее большинство украинцев не одобряет действия Зеленского и его кадровые решения, большинство против мобилизации, но, в принципе, не возражали бы, если бы их не трогали, а отправляли на войну только тех, кто является силовиками в тылу и добровольцев, желающих участвовать в боевых действиях за деньги. В общем, ничего нового «моя хата с краю» и «пусть воюет тот парень». Я был бы более лоялен к социологам, если бы не понимал, что в этой науке конечный результат зависит от того, как сформулирован вопрос. Это важно потому, что ответ на вопрос не предусматривает двухзначных ответов: ты можешь ответить только «да» или «нет», «за» или «против». Если вас нужно сделать предателем, то достаточно в самом вопросе заложить нужный ответ, например: «ваши сослуживцы знали, что вы предатель?». Получается, независимо от ответа респондента, он все равно предатель с легкой руки таких социологов.
Таким образом построено все: кого нужно вытянуть на первую строчку рейтинга, с легкостью подтянут с помощью нужной информации, обёрнутой в социологическое исследование.
Когда мы следим за рейтингами кандидатов, часто не отдаём себе отчёт, чего в этих рейтингах больше: нашего стремления привести к власти человека, которому мы доверяем, или все же мы отдаём своё предпочтение своему кандидату, не потому что ему доверяем, а потому что не хотели бы, чтобы прошёл другой кандидат? Феномен называется протестное голосование, и он стал для украинцев настоящей трагедией. Мы меняем одного президента на другого, но делаем это исключительно для того, чтобы отстранить от власти предыдущего, который не оправдал ожидания. Так и живем: от выборов до выборов, в надежде на лучшую жизнь. Она же становится все хуже. Местами даже невыносимой: что мы отчетливо наблюдаем сейчас.
Ничего нового нам предложить не могут: если бы выборы президента Украины проходили сегодня, то больше голосов среди тех, кто определился и собирается прийти на избирательные участки, отдали бы:
• Валерию Залужному – 38,16%,
• Владимиру Зеленскому – 16,17%,
• Юлии Тимошенко – 9,91%,
• Петру Порошенко – 8,08%
Ну и, какой же выбор, спросите вы, и в чем разнится позиция этих кандидатов по ключевому вопросу войны и мира? А по внешнеполитическому курсу страны, есть альтернатива нынешнему курсу, приведшему страну к войне?
А может среди этих кандидатов какая-то непримиримая позиция по внутренней политике или социальной политике государства? Выбор без выбора, это то, что нужно заказчикам. Хотя они далеко за пределами нашей страны, это не преграда для щедрого финансирования разного рода социологических кампаний. Они подводят народ к тому решению, которое нужно им, и это решение, точно не в интересах подавляющего большинства украинцев. Хотя выбор, конечно, есть всегда: либо смириться и следовать по следам социологов, либо до последнего, несмотря ни на что, бороться за собственные интересы.
Спиридон Килинкаров, политик, участник Движения «Другая Украина»