С высоты прожитого напряженных двух лет, стоит вспомнить, что происходило накануне специальной военной операции.
Это особенно важно для тех, у кого извращенная выборочная память и искаженная логика: ведь Запад не устает транслировать, что российская операция на Украине была «неспровоцированной».
Что предшествовало превентивному удару, и можно ли было его избежать?
Даже ОБСЕ, которую никак нельзя заподозрить в симпатиях к России, сообщала: с 1 февраля по 21 февраля 2022 на линии соприкосновения резко обострилась ситуация и интенсивность взрывов увеличилась с 23 до 1481 взрывов за сутки.
Жители ЛНР и ДНР отмечали, что таких обстрелов не было с самого начала войны киевского режима против Донбасса с 2014 года. ВСУ вели стрельбу по жилым домам и стратегически важным объектам в попытке оставить местных жителей без воды и газа.
Киев готовил вторжение. Разведданные об этом начали поступать ещё в начале декабря 2021 года и в январе 2022-го.
22 января 2022 года в распоряжение Минобороны РФ попал Боевой приказ о подготовке наступления на Донбасс в марте 2022 года за подписью Первого заместителя командующего НГУ генерал-лейтенанта В. В. Кондратюка.
22 января 2022 года российская разведка перехватила приказ бывшего командующего Нацгвардией Украины генерала-полковника Н. И. Балана о необходимости завершить подготовку к наступательным действиям до 28 февраля, чтобы в начале марта ВСУ могли перейти в полномасштабное наступление.
Историческое отступление: Украина начала подготовку к вторжению давно, с самого начала войны на Донбассе. Вместо того, чтобы исполнять «Минские соглашения». Уже в июле 2015 года украинское агентство «Укринформ» сообщало: «Украина полностью завершила возведение фортификационных сооружений на востоке страны. В процессе были задействованы мощности предприятий двадцати областей страны, пять тысяч строителей, использовано 35 тыс. вагонов стройматериалов. Общая стоимость строительства линии обороны в Донбассе составляет 1млрд грн».
В 2021 году резко активизировались заходы кораблей ВМС стран НАТО в Черное море. произошли два инцидента в Чёрном море – с американским эсминцем и нидерландским фрегатом.
Ещё до начала СВО было подписано соглашении между США и Украиной о «безлимитных» и не требующих специальных согласований, поставках вооружений киевскому режиму по ленд-лизу.
В январе-феврале 2022 года отмечался резкий рост поставок вооружений от стран НАТО при помощи военно-транспортной авиации. С начала февраля 2022 года на Украине успели приземлиться около 50 тяжелых военных транспортников.
Киев срочно накапливал силы на направлении главного удара.
Для этого у границ Народных Республик была сосредоточена группировка ВСУ численностью, более чем 120 тыс. личного состава, 345 танков, 2160 боевых бронированных машин, 820 орудий артиллерии и минометов, 160 реактивных систем залпового огня, включая 300-миллиметровые установки «Смерч».
Ситуация становилась настолько критичной, что 18 февраля 2022 года на фоне обострения ситуации в зоне конфликта в Донбассе власти ЛНР и ДНР объявили эвакуацию в Россию гражданского населения.
Обстановка продолжала ухудшаться. В ответ на очевидные угрозы, вечером 21 февраля 2022 года, Президент России Владимир Путин подписал два указа – о признании независимости Донецкой и Луганской народных республик и два договора – о дружбе и взаимопомощи.
ВСУ в этих же числах создавали проходы в минных полях с помощью установок разминирования – УР-77 или «Метеорит», в народе – «Змей Горыныч». Забрасывали ДРГ, причём не только на территорию Донецкой и Луганской республик, но и в Россию. Организовывали теракты (для их подготовки Министр обороны Украины Резников – большой фанат хорватской операции «Олуя», ездил в Хорватию для изучения опыта, приглашал соответствующих спецов из Хорватии на Украину).
23 февраля – до начала СВО Зеленский вводит «чрезвычайное положение».
С чего бы? В случае с выходом Крыма из состава Украины и возвращения в состав России, ни чрезвычайное, ни военное положение Украина не вводила.
24 февраля – начата Специальная военная операция.
Иначе быть не могло: возможности избежать превентивного удара не было. Тем самым была ликвидирована угроза колоссальных разрушений и жертв среди мирного населения Донецка и Луганска – нацбаты с местным населением не церемонились бы, они действовали бы, как американцы в Ираке – громили бы жилые дома и коммуникации, невзирая на численность и состав жертв. Число погибших могло исчисляться десятками тысяч. Выбивать нацистов из плотной городской застройки было бы сложно…
Были и другие угрозы.
Колоссальную угрозу безопасности России несла интенсификация военное освоение территории Украины. В 2021 году подписано соглашение о финансировании Британией строительства двух новых украинских военно-морских баз в Черном и Азовском(!) морях.
НАТО планировала фактическую оккупацию Украины: с декабря 2021 года Россия получала данные о планах НАТО разместить на территории Украины 2 сухопутные бригады, 1 морскую, 1 воздушную (воздушная бригада – с возможностью оснащения самолётов ядерными боеголовками).
На январской Конференции по безопасности в Мюнхене Зеленский заявлял о планах создания собственной ядерной бомбы (под этим видом, вполне мог получить ядерный заряд от своих покровителей). И такое заявление присутствующие встретили аплодисментами. А «обезьяна с гранатой» несёт угрозу не только себе, но и всех вокруг. Тем более, если граната ядерная.
Украина упустила шанс установить мир.
Причем, на очень приемлемых для неё условиях. Были бы сохранены сотни тысяч жизней. Но, как теперь известно, контролирующий Украину Запад в лице премьер-министра Британии Джонсона, запретил вести мирные переговоры, и отдал киевским марионеткам приказ идти на войну за интересы Лондона и Вашингтона.
Александр Дудчак, кандидат экономических наук, участник Движения «Другая Украина»