В гипермаркете инфрамира - Другая Украина
Предыдущая статья
Следующая статья

В гипермаркете инфрамира

7 марта

Извращение смыслов и символов, как одна из основных функций неолиберальной системы

Любой проект социальных преобразований немыслим без построения символов и моделей. Поскольку наш взгляд постоянно нуждается в некой отправной точке, мы можем уверенно утверждать, что любое прочтение реальности является и преднамеренным, и идеологически окрашенным. Специалисты по сносу зданий знают, что для эффективности их работы, как и в строительстве, необходимы четкий план сноса и правильно подобранные инструменты. Для того чтобы уничтожить нашу историческую память, культуру и связь поколений также создается очень четкая и конкретная новая парадигма коллективного сознания.

Образ Че и чемоданы Benetton

Я был очень впечатлен, когда много лет назад узнал, что официальным гимном Европейского Союза является «Ода к радости» Бетховена. Возможно, это было сделано для того, чтобы подготовить нас к правильному восприятию толпы, которая в разгар ультраправого переворота на Майдане в Украине пела «Белла Чао» и «Эль пуэбло унидо хамас сера венсидо!».

Очевидно, что больше всего на свете неолиберальная мировая система боится именно людей с коллективистскими идеалами. Дегуманизируя исторический ландшафт, она одновременно выбирает два пути: снос одних элементов нашей памяти и присвоение себе других, полностью лишая их первоначального смысла.

В Советском Союзе времен перестройки это началось с гнусных версий того, что немецкое вторжение в СССР было «упреждающей атакой Гитлера» против «Сталина, который хотел захватить Европу», а затем, что «миллионы немецких женщин были изнасилованы русскими большевистскими ордами». А сегодня мы видим, как из разных мест самой цивилизованной цивилизации нам терпеливо объясняют, что «нужно расширить критерии» и что «свастика не виновата», поскольку это всего лишь «древний ведический символ, ассоциирующийся с удачей». Если немецкие нацисты смогли похитить и присвоить духовные знаки древности, сделав их сегодня невоспроизводимыми для любого порядочного человека, то кто теперь помешает неолиберализму украсть у нас все символы нашей борьбы, сначала превратив их в свои торговые марки, а затем подавая их новым невежественным поколениям, отформатированным его сетями и СМИ, как собственную ценность?

Всего несколько десятилетий назад обсуждался парадокс использования капиталистами образа знаменитого врага капитализма, Че Гевары. Эта дискуссия давно закончилась.

Образ Че в берете и со звездочкой стали такой же частью пейзажа, как и любой другой бренд, как, например, чемоданы Benetton, приглашающие нас в путешествие по миру разнообразия цветов и ландшафтов, производимые компанией, которая сегодня сгоняет народ индейцев мапуче в Аргентине с их исконных земель.

Это тоже война символов. И как в дарвинистской логике дикого «свободного рынка», так и в эволюционном процессе, побеждает далеко не лучший, а тот, кто быстрее всех приспосабливается или лучше имитирует. Глобальная капиталистическая система прекрасно знает, что одним из самых естественных продуктов ее политики является бунтарство, которое рождается повсюду. Адаптируя параметры этого явления к своему бизнес-плану, система создает новые фабрики по упаковке бунта, чтобы перенаправить его куда ей захочется, превращая бунт в пригодный для переработки продукт. Частью этих фабрик являются сотни НПО или «прогрессивных» партий и правительств, которые при помощи «развитых стран» продвигают карьеру своих членов и учеников, кастрируя зачатки любого критического мышления.

Зеркало субкоманданте Маркоса

Нам продают идею о том, что быть революционером – это просто, современно и круто. Интернет с помощью Big Data заваливает нас предложениями о революционном успехе, а гипермаркет бунтарства тут же предлагает нам свои бесконечные запасы бород, рюкзаков, беретов, трубок, одиноких звезд и таблеток для требуемой активности. Делается абсолютно всё для того, чтобы помешать нам мыслить самостоятельно и не допустить главного революционного акта – освобождения нашего сознания.

Когда акции мексиканских индейских повстанцев-сапатистов высоко котировались на мировом рынке, поскольку система все еще надеялась, что с ними удастся договориться, средства массовой информации позволяли себе редкую роскошь показывать то, что они обычно не показывают. Тогдашний командир партизан субкоманданте Маркос, никогда не снимавший своей балаклавы, которая стала символом движения, предложил, что для того, чтобы увидеть истинное лицо Маркоса, каждый должен просто посмотреть в зеркало, и там он увидит, что все мы — Маркос. Это был прекрасный и очень понятный образ, объяснявший необходимость участия в общественной жизни всех нас, простых людей. Но немедленно после это откуда-то возникла система, которая вырвала из наших рук это зеркало и разбила его на тысячу осколков.

Теперь это – уже совершенно другое – зеркало снова подносят к нам из верхних эшелонов власти различные «сторонники прогрессивных идей», чтобы поласкав наше эго, сказать нам, что «теперь мы уже победили». Вице-президент «коммунистического и партизанского правительства» Колумбии Франсия Маркес благодарит Фонд Сороса за финансирование ее поездки в Африку. Многие из тех, кто бесстыдно называют себя сегодня «левыми», продолжают продвигать самый вульгарный из популизмов, эксплуатируя невежество и отчаяние бедняков, поощряя новое гордое слово «люмпен».

В итоге

Чтобы понять все эти несложные и невеселые вещи, вместо того чтобы бросаться лозунгами, взятыми из социальных сетей, нужно читать книги.

Поэтому если у кого-то вдруг появится неудачная идея стать революционером, он должен хотя бы понимать, что для этого нужны долгие годы трудной и постоянной работы над собой, много учебы, много размышлений и много трудных решений. Сегодня же все делается лишь для того, чтобы никто нигде никогда ни о чем не задумывался.

Тем временем похищение наших символов продолжается. Они нужны похитителям, чтобы прикрыть неприличную наготу собственных интересов.

Поэтому, пожалуйста, не удивляйтесь, если однажды в Аргентине, в гостях у своего друга Хавьера Милея, Владимир Зеленский, одетый, как всегда, в карнавальный костюм команданте, вдруг закатит глаза к южному небу, и закончит свою речь словами: «Родина или смерть! Венсеремос!».

Олег Ясинский, независимый эксперт

Поделиться
Отправить
Класснуть
Меню