Сегодня утром мне и многим моим знакомым пришло сообщение от известного на Украине и в России священника, отца восьмерых детей, протоиерея Александра Овчаренко: «Прошу горячих и усиленных молитв о всех задержанных и пребывающих сейчас в заключении сотрудниках СПЖ и канала «Первый Казацкий», несмотря на разногласия по некоторым, даже принципиальным, вопросам с нашими братьями. Пресвятая Богородица, помоги, пожалуйста!»
Разумеется, как умел, я присоединился к общей молитве. Мне хорошо известно, каково это, быть задержанным СБУ и пребывать в заключении по обвинению этой организации. А ещё горько сжалось сердце, потому что около пяти лет я работал на канале «Первый Казацкий», публиковался на сайте Союза православных журналистов (СПЖ) и вместе с коллегами говорил и писал о бандитских захватах храмов, о липовом «томосе» и самозванцах из ПЦУ.
Что же случилось 12-го марта 2024 года?
Представители СБУ в Киеве пришли с обысками к сотрудникам «Союза православных журналистов». По обычной схеме, изъяли компьютерную технику и телефоны. Обыски также прошли у работников канала «Перший Козацький», у участников молитвенного стояния под Киево-Печерской лаврой, в Общественном союзе «Миряне», в Центре правовой защиты УПЦ, а также у священника и адвоката Лавры Никиты Чекмана (при этом незаконно обыскивались документы, которые составляют адвокатскую тайну, но кто теперь на Украине обращает внимание на такие мелочи).
Шестеро журналистов и правозащитников – протоиерей Сергий Чертилин, Андрей Овчаренко, Валерий Ступницкий, Иван Росада, Татьяна Безмаленко, Владимир Бобечко –арестованы и помещены в следственный изолятор.
Всего по «делу», как сообщила СБУ, проходят 15 граждан Украины.
В чём же обвиняются эти люди и какие преступления они совершили?
Сначала сведения были скупы: «информационные диверсии». Но к середине дня известный спикер СБУ Артём Дехтяренко в ярких красках описал подрывную деятельность журналистов и правозащитников, а также доблестные действия своей конторы.
Итак, деятельность людей, писавших, что захваты храмов незаконны, что ПЦУ – это ряженные в рясах и что готовящийся закон о запрете УПЦ есть вопиющий правовой беспредел, властями Украины были оценены в таких выражениях:
«Обезврежена масштабная агентурная сеть ФСБ», «фигуранты дела продуцировали и разгоняли прокремлевские нарративы и провокационные сообщения, которые должны были дестабилизировать общественно-политическую ситуацию и разжигать религиозную ненависть в Украине».
Одним из обвинений стало то, что контент «Союза православных журналистов» перепечатывали российские СМИ, а также православные телеграмм-каналы.
Задержанным объявили о подозрениях по статьям 111 (госизмена), 111-1 (коллаборационная деятельность), 28 и 255 (создание и участие в преступной организации), 161 (разжигание религиозной вражды и ненависти, совершенное организованной группой), 436-2 (оправдание агрессии РФ против Украины).
Напомню, что 111-я статья в части 2-й предполагает пожизненное заключение.
Теперь главный вопрос (хотя прозвучит он риторически). А существуют ли доказательства того, что весь нагло перечисленный красавцем Дехтяренко бред и ужас является правдой?
Нет, не существует. Нет ничего и никого: ни свидетелей, ни фактов, ни потерпевших. И СПЖ, и «Первый Казацкий» законно зарегистрированные издания, они соблюдали журналистские стандарты и высказывали свои личные суждения по поводу нарушений прав верующих, на что имели полное право.
Но сегодня на Украине это ровным счётом ничего не значит. И шесть человек, отправленные в СИЗО, где по стенам течёт вода, а по подушкам бегают тараканы, предстанут перед судом. И бред станет тяжёлой реальностью.
Уже появилось «Открытое обращение Союза православных журналистов к международным организациям, уполномоченным международным правом реагировать на нарушения прав человека в сфере свободы слова и правозащитной деятельности».
В этом Обращении коллеги, в частности, пишут: «Мы считаем это совершенно противозаконным и неприемлемым для любой свободной страны, тем более стремящейся в Евросоюз. Если Украина противостоит авторитаризму на поле боя в конфликте с Россией, мы, граждане Украины и весь цивилизованный мир, не имеем права допустить превращение нашей страны в автократию, в территорию произвола, где попираются ключевые права и свободы человека и гражданина».
Но, друзья мои, тут есть одна принципиальная неувязка. Украина не является свободной страной. «Цивилизованный мир», простите, плевать хотел на нашу страну и её народ. А территорией произвола, где попираются права человека, Украина давно уже стала.
И пора понять, что уничтожение канонической УПЦ – это, как раз, задача, поставленная перед киевским режимом тем самым цивилизованным Западом. И эту задачу будут неукоснительно выполнять проамериканские ставленники в Киеве. Во-первых, ради денег, которые им позволяют красть хозяева. А во-вторых, от ненависти ко Христу и Его Церкви.
И ещё нынешние подлые аресты, возможно, помогут, пусть с опозданием, осознать: нельзя договориться с бандитом, нельзя стать «своим» для тех, кто тебя ненавидит и хочет уничтожить.
В моих словах нет ни капли злорадства. Мне по-человечески очень жаль преследуемых коллег. Но разве не прибегали они к «идейному единению» с властями Украины в последнее время? Надеялись, что за «уступки» Церковь и её чад оставят в покое? Как видим, не оставили.
А подлинная причина нынешней атаки на СМИ, защищавшие храмы и гонимых верующих, обличавшие погромщиков ПЦУ, совершенно очевидна. Перед готовящимся разгромом УПЦ и принятием Верховной Радой закона об её запрете, власть решила закрыть рот последним изданиям, способным сообщить народу и миру о творимых беззакониях.
Повторюсь, с такой властью нельзя договариваться. Единственный реальный способ защитить православную веру и Церковь на Украине – уничтожить подобную власть.
Ян Таксюр, писатель, православный публицист, участник Движения «Другая Украина»