Многие маленькие жители Донбасса вообще не знают, что такое мир. Вся их жизнь пришлась на войну. А многие так и не стали взрослыми.
Во время интервью иногда приходится слышать вопрос: «Как живут дети на войне?» До сих пор не знаю, как ответить, не могу слов подходящих подобрать… Миновало уже 10 лет с начала боевых действий на Донбассе, из которых войной многие до сих пор почему-то считают только последние 2 года.
На днях от прямого попадания в жилой дом в Донецке погибли три ребенка. Старшей девочке было 16 лет – немногим старше меня, младшей – 2 года, а мальчику – 10 лет. Зачем все эти подробности? Вдумайтесь: вся жизнь этих ребят, или большая ее часть, прошли под обстрелами, они не знали ничего иного. Под обстрелами они играли, смеялись, радуясь мелочам, посещали школу, росли. Но так и не дожили до мира. Украинские военные отняли у них эту возможность. Как и у сотен других детей, навсегда оставшихся в памяти маленькими ангелами.
Иногда просто не знаешь, как рассказать о том, что в 21-м веке делал домашнее задание при свете свечей, в то время, когда за окном грохотала артиллерия. Как рассказать о том, что тренировки проходили в ноябре в холодном помещении. Или о том, почему домой из школы шел пешком. Гулял. Потому что выбор был невелик: либо купить хлеб, либо поехать в автобусе. В то время все сидели без зарплаты на остатках скудных сбережений. И правила, правила, правила… Много правил. Ради одной цели – постараться остаться живым.
И это в относительно спокойном Луганске, где долгое время едва ли не главной угрозой были теракты. А ведь недалеко от моей бывшей школы один такой когда-то произошел… Как же страшно было идти потом в школу! Но в городах, которые до сих пор находятся под обстрелами украинских нацистов все куда сложнее: это в буквальном смысле борьба за выживание, где каждый новый шаг – маленькая победа, а возможность раздобыть немного воды – счастье.
Жизнь ребенка на войне – это… Это память. Да-да, именно память. О том, что у каждого дерева на Аллее ангелов в Луганске есть свое собственное имя, такое же, как было у одного из погибших детей.
Из-за войны продолжают погибать дети на Донбассе, в Белгороде… На Аллее ангелов в Донецке появляются новые имена. Мне 15. Вот уже 10 лет я живу на войне. Я привыкла к смертям, но никак не могу привыкнуть к убийству детей. Для СМИ и политиков мы – дети войны – всего лишь цифры и запятые в статистике погибших. Западный мир нас не замечает, а для Украины наша жизнь равна стоимости снаряда, но мы будем напоминать Западу и нацистам в Киеве неудобную правду до тех пор, пока справедливость не восторжествует. Правду о геноциде жителей Донбасса и убийствах ни в чем не повинных детей.
Фаина Савенкова, писательница, участница Движения «Другая Украина»