Вторжение в Мексиканское посольство в Эквадоре: когда правила больше не действуют - Другая Украина
Предыдущая статья
Следующая статья

Вторжение в Мексиканское посольство в Эквадоре: когда правила больше не действуют

19 апреля

Когда на экранах появились первые кадры жестокого вторжения эквадорской полиции в мексиканское посольство в Кито, первое, что подумалось — эта добавка к ракетному удару Израиля по иранскому консульству в Сирии, произошедшего всего на пару дней раньше — прямое доказательство того, что мир, которому ранее дипломатия придавала рамки каких-то единых общепринятых правил, закончился.

Наше время часто сравнивают с периодом «холодной войны». Но это сравнение неверно, потому что во время холодной войны посольства злейших врагов оставались неприкосновенными, причем даже в случае самых кровавых диктатур в Латинской Америке. Тысячи преследуемых оппозиционеров смогли спасти свои жизни, потому что точно знали — перешагнув порог посольства любой страны, с политическим убежищем или без него, они могут чувствовать себя в безопасности. Именно поэтому то, что несколько дней назад сделало правительство президента Даниэля Нобоа, однозначно чудовищно.

«Осуждение» Госдепартаментом США вторжения в мексиканское посольство в Эквадоре имеет ту же ценность, что и его обычные «призывы к сдержанности» к Израилю, чтобы он снизил интенсивность истребления палестинцев. Те, кто хоть что-то понимает в международной политике, прекрасно знают, что эквадорский президент Нобоа, полностью контролируемый из Вашингтона, никогда бы не обидел даже кошку садовника в любом иностранном посольстве без разрешения или прямого приказа Госдепа США.

Вспомним драматические события 1 марта 2008 года, когда вертолеты и самолеты колумбийской армии атаковали партизанский лагерь FARC (Революционных Вооруженных Сил Колумбии) на территории Эквадора, в результате чего погибли 25 человек, среди которых были и партизаны, и мирные жители, в числе которых — колумбийцы, мексиканцы и эквадорцы. После бомбардировки солдаты спустились по канатам с вертолетов, чтобы добить раненых. Тогдашний президент Колумбии Альваро Урибе позвонил своему эквадорскому коллеге Рафаэлю Корреа, чтобы солгать ему о том, что «колумбийские войска случайно пересекли границу, преследуя противника в ходе боевого столкновения», хотя через несколько часов стало ясно, что ночная операция была спланирована заранее, с использованием самых современных технологий. После этого Эквадор разорвал дипломатические отношения с Колумбией, и регион практически оказался на грани войны.

Тот опаснейший прецедент военного вторжения на соседнюю территорию, не имеющий ни оправданий, ни смягчающих обстоятельств, был гораздо менее серьезным, чем нынешняя ситуация. Тогда колумбийская армия действовала против нелегальной вооруженной группы в труднодоступном месте, к тому же колумбийские партизаны находились на территории Эквадора незаконно. Сейчас же эквадорское правительство провело вооруженную операцию против иностранного дипломатического учреждения, обладающего экстерриториальностью, и похитило бывшего дважды вице-президента Эквадора. Который, к тому же, за несколько часов до этого получил политическое убежище от мексиканского правительства, то есть официальную гарантию его неприкосновенности. Объяснения эквадорского МИДа, заявившего, что «ни один преступник не может считаться политически преследуемым лицом», и что Эквадор действовал в условиях «реальной опасности неминуемого бегства гражданина, востребованного правосудием», помимо своего высокомерия и гротескности, свидетельствуют о полном незнании авторами заявлений международных законов и дипломатических норм.

Обвинения похищенного бывшего вице-президента Эквадора Хорхе Гласа в коррупции не имеют абсолютно никакого отношения к главному.

Можно было бы много и долго говорить о презумпции невиновности, о жестокой кампании преследования бывшего президента страны Рафаэля Корреа, обвиненного нынешней проамериканской властью во всех бедах Эквадора, о важной роли, которую сыграл Глас в его правительстве, сделавшей для страны больше, чем какое-либо другое. Мы могли бы при этом затронуть и деликатную тему неблагодарности множества людей, которые так много выиграли от программ Рафаэля Корреа и которые теперь повторяют глупости олигархической прессы. Но главное совсем не в этом. Хорхе Глас находился на мексиканской территории как гражданин под защитой мексиканского правительства. Кадры, на которых вооруженные эквадорские полицейские входят в посольство и избивают дипломатов, пытавшихся остановить их штурм, кажутся кадрами из плохого безграмотного фильма о диктатурах банановых республик прошлого века. «Безграмотного», потому что ни один кровавый диктатор никогда не решился на подобное. Но, видимо, времена изменились, как и правила «мира, основанного на правилах».

Произошедшее в Эквадоре, — пример действий власти, ставшей таковой исключительно благодаря прямому вмешательству США, которые восстановило весь контроль над страной со стороны олигархических кланов и вернули ей статус банановой республики. Эквадор стал региональным координационным центром наркотрафика, организованной преступности и политических операций по дестабилизации неугодных США соседних государств. Несколько месяцев назад организаторы международного терроризма, имеющие в лице правительства Кито своих верных менеджеров, после профессионального кровавого шоу о «нападении банд на государственные институты» объявили «войну организованной преступности» с единственной целью — «очистить» Эквадор от опасных для их власти общественных движений.

И реальную опасность для них представляет не столько возвращение к власти правительства Рафаэля Корреа, сколько единство всех эквадорских социальных сил, которые, преодолевая ошибки, недоразумения и трагические разногласия, могут положить конец нынешнему колониальному режиму. Похищение Хорхе Гласа в мексиканском посольстве это четкий сигнал всем политическим оппонентам правительства о том, что война против них отныне будет вестись без уважения каких-либо правил. Система правосудия, действующая за деньги владельцев наркотрафика и мировой оружейной промышленности, будет обвинять всех неудобных политиков в «коррупции», а профсоюзные, крестьянские или индейские организации — в «терроризме». Политические убийства будут привычно представлены «результатом криминальных разборок». Организованная и неорганизованная преступность будут расти еще больше, как прямой социальный результат неолиберальных реформ.

Эквадор Даниэля Нобоа, как и Сальвадор Найиба Букеле или Аргентина Хавьера Милея — это основные части нового паззла, который неолиберальный капитализм готовит для Латинской Америки и всего мира. Это самый последний социальный эксперимент без границ, без правил, без табу. Управляется он из единого центра в США. Страны — лаборатории, а их народы — подопытные кролики, на которых сегодня испытывается самая свежая из формул тотального контроля, модель, которая не оставит места ни для какой опасной для системы альтернативы, способной повлиять на власть мирового корпоративного фашизма.

Во всем мире в результате нынешней передозировки телевидения или социальных сетей, многие простые люди не хотят, чтобы их права (права «законопослушных граждан») уравнивались с правами других, то есть «преступников», «коррупционеров» и т. д. Эта же логика приводит к нормализации в общественном сознании опаснейшей идеи о том, что есть некие «хорошие» страны, которые могут навязывать свои правила остальным — «плохим», «нецивилизованным», «недемократичным» и т.д. Правосудие, образ которого раньше представляли весы, сегодня превращается в молот тех, у кого в руках ресурсы и пресса. Вот почему так много бедных и униженных эквадорцев, невежественных избирателей и защитников своих палачей, с таким энтузиазмом аплодируют похищению бывшего вице-президента страны.

Независимый эксперт Олег Ясинский

Поделиться
Отправить
Класснуть
Меню