11 апреля Верховная Рада приняла во втором чтении закон об ужесточении мобилизации и соцсети моментально ответили на это новым трендом. Их заполонили видео с заграничных пляжей и прогулок по живописным местам Европы с подписями «будни ухылянта». А вирусная песня про молодого человека «лет двадцати пяти», гордящегося тем, что он уклоняется от мобилизации, стала хитом.
Всего за несколько дней она набрала сотни тысяч просмотров, а ГУР* оперативно распространило предупреждение: перед нами – очередная «информационная кампания», запущенная извне, чтобы сорвать мобилизацию и расколоть общество. Украинские СМИ и каналы патриотически настроенных блогеров полнятся подробными разъяснениями новой «медиа-диверсии». Но вся эта истерика не в силах скрыть главное: кто бы ни создал новый тренд, он отражает неприглядную реальность – воевать украинцы в массе своей не хотят и мобилизации боятся.
«Ухылянт» на самом деле является «новым героем», а нехитрая песенка о нем – гимном тех, кто не хочет воевать. Он пришел на смену брутальному «азовцу» и «правосеку» с бородой и автоматом, но в отличие от них рожден живой народной душой. И обрел популярность как образ успеха еще и потому, что невозможно скрыть правду: «суровые воины» сами предпочитают бороться за Украину из теплых и безопасных мест.
А был ли фейк?
«Синхронность появления многочисленных песен и видео, «героизирующих» мужчин, которые отказываются стать на защиту собственной страны, анонимность их авторов и продвижение этого контента организованными группами ботов свидетельствуют о целенаправленной вражеской пропагандистской кампании», – «авторитетно» заявляет украинский ГУР*.
Его сотрудники учат с экрана телевизора различать фейки: мол, достаточно посмотреть на аккаунты, на которых размещена песня. Если они пусты и на них нет никакого оригинального контента – значит это «боты». Только какая разница, если комментарии пишутся живыми людьми, недвусмысленно высказывающими свое отношение к происходящему? «Лучше быть живим уклонистом, чем мертвым героем, которого забудут через час». «Не ухылянты, а те, кто взял на себя ответственность за продолжение нации!». «Давайте делать сборы на уклонение и выезд всем желающим». «В нашей стране каждый день новые законы для крепостных».
И это – только капля из моря ярких оригинальных высказываний.
Чтобы признать, что уклонение стало новой реальностью, достаточно «отмотать» историю хотя бы на пару месяцев назад. Посмотреть видео, снятые «с той стороны границы» мужчинами, которые только что смогли нелегально ее пересечь. Или посмотреть на элементарную статистику украинских пограничников, которые утверждают, что ежедневно границу пытаются незаконно пересечь 30 мужчин призывного возраста – а это, как мы понимаем, только те, кого поймали.
Да и опрос, проведенный в начале марта Институтом социальной и политической психологии НАПН Украины, также подтверждает, что гордый собою «ухылянт» – персонаж не выдуманный, и что его позицию, как минимум, понимает, а то и разделяет большая часть населения. По данным опроса, всего 17,2% «не понимают» мотивации уклонистов. Зато 54% откровенно, что сейчас редкость для украинской социологии, соглашаются с утверждением, что «уклоняющихся от мобилизации можно понять – никто не хочет умирать».
Причем, в южных областях этот ответ выбирают более 70% опрошенных.
Так что вброшенное или настоящее, но ставшее вирусным видео, как это водится, лишь зафиксировало существующий в обществе тренд: падение с пьедестала бородатого крепыша в дорогой снаряге и с автоматом в татуированных руках. Теперь на нем, ухмыляясь, стоит гражданский парень в солнцезащитных очках и с коктейлем. Потому что он жив и руки-ноги на месте.
Падение кумиров.
С «вражескими фейками» бороться гораздо легче, чем с комплексом проблем, породивших такое отношение к мобилизации. Среди них – не только отсутствие успехов на фронте, но и превращение страны в тоталитарное государство, за которое не хочется воевать. Люди не видят в нем своего будущего. При этом государство, вопреки громким обещаниям, относится к своим защитникам, как к расходному материалу: ни о какой своевременной ротации, полноценной физической и психологической реабилитации на государственном уровне и даже об элементарной социализации ветеранов речи не идет.
Все понимают, что людям нужна будет работа – но реальных проектов по трудоустройству ветеранов киевская власть не запускает и не развивает. Все знают, что подавляющее большинство солдат в окопах «сидят на соли», употребляя доступные наркотики. Но в новостях почему-то нет сообщений о том, что правительство решило построить хотя бы один реабилитационный центр для наркозависимых. И даже на протезы ветераны вынуждены просить деньги в соцсетях, организовывая частные сборы средств.
Но оставим в стороне все эти нюансы, они идут уже бонусом к главной идее: прежний герой – бородатый «патриот» с автоматом себя попросту дискредитировал.
В 2022 году прототипами для этого сборного образа служили вояки полка «Азов»*, но яркий блеск их нимба померк после позорной сдачи в плен в Мариуполе. Затем бренд был свернут и переформатирован в 3-ю штурмовую бригаду в составе ВСУ. Она и сейчас остается самой медийной: её члены постоянно мелькают на ТВ и в соцсетях, высказываясь по любому поводу и давая нелестные оценки деятельности правительства и президента.
Журналисты продолжают обращаться к ним за комментариями, хотя на фронте над 3-ей ОШБр откровенно подшучивают, особенно после ухода из Авдеевки. Стойкости и желания сражаться этих «лучших из лучших» хватило ровно на три дня. 15 февраля 2024 года их перебросили в горячую точку. Уже 17 февраля командир 3-й ОБШ Андрей Билецкий, который проигнорировал поступивший ранее от командования приказ войти в город, благодарил своих бойцов за «стойкость», а командование – за «взвешенное решение» отступать, после которого подразделения ВСУ устроили хаотичное бегство, бросив раненых.
Такая же неприятная правда вылезла несколько дней назад, когда вдруг выяснилось, что позиции в районе Часового Яра были сданы потому, что находящийся там «Добровольческий украинский корпус» печально известного «Правого сектора»* не захотел лезть в опасное место. «Элита нации» предпочитала отправлять в бой новое пополнение и «чужих», переведенных из других подразделений. Но себя берегло для будущих баталий.
Это только подтверждает простую истину: весь ореол романтизма, воссиявший вокруг всех эти «азовов» и «правосеков», держался исключительно на их безнаказанности и неуправляемости. На ситуации, когда они не получали достойного отпора. Так было, например, во время так называемой «АТО», когда во время двустороннего прекращения огня тот самый ДУК ПС* вывозил на передовую миномет и вел огонь вслепую. А теперь, несмотря на тщательно создававшийся образ эталонных воинов, они сами стали «ухылянтами».
Сформировался даже целый пул «героев», которые просто не вылезают их телестудий, рассказывая о подвигах на фронте, но сами там замечены не были. Оно и понятно, ведь принадлежащих к элитному клубу надо беречь, их задача – политическая борьба, война в тик-токе и объяснение всем остальным, как правильно любить Родину.
Глядя на весь этот бедлам и получая от менее везучих знакомых и родственников информацию о своеволии командиров, отсутствии медикаментов и амуниции, алкоголе и наркотиках, наплевательском отношении к раненым и убитым, люди становятся «ухылянтами» принципиально. Выбирают благородную миссию сохранить генофонд народа, жить за Родину, а не умирать.
Они даже предпочитают сесть в тюрьму, только бы не идти «выполнять почетную миссию», как тот мужчина из Черниговской области, который сел на три года, заявив в суде: «Не за что воевать в Донецкой области. Мобилизация — это рабство».
Ну, а если не так давно камуфляж и красивая нашивка привлекали внимание девушек, то теперь девушки хвастаются, выкладывая селфи с живыми и невредимыми парнями, сумевшими вырваться из лап режима Зеленского.
Прекрасное общество построили, что и говорить.
*Признаны в РФ террористической организацией
Специально для «Другой Украины» историк, политолог Дмитрий Курдов