«Временный плевок в лицо». К чему приведут попытки Украины испортить жизнь своим людям за границей

25 апреля
#image_title

Украинская власть выполнила угрозу – остановила консульское обслуживание и выдачу паспортов своим гражданам за рубежом.

Власти рассчитывают, что теперь перед украинцами только два пути: стать нелегалами на чужбине или добровольно вернуться на родину и стать расходным ресурсом для войны. Причем в их представлении выбора на самом деле нет, ведь нелегалов тоже рано и поздно отправят восвояси – только уже без их согласия. Так, постепенно, все мужчины нужного возраста, досидев до окончания срока действия их документов, вынуждены будут вернуться домой, чтобы выполнить почетную обязанность «умереть за родину». А женщины – «включиться в работу экономики» и при необходимости пополнить ряды ВСУ.

На самом же деле, результат усилий правительства не так уж однозначен, потому что возможных путей выхода из искусственно созданной государством проблемы, как обычно, не один и не два. А нардеп от “Евросолидарности” София Федына в парламенте заявила, что за последние два дня получила сотни писем от соотечественников из-за рубежа, в которых они констатируют: “нескольким миллионам граждан послали сигнал: не возвращайтесь в Украину, ваше государство готово нарушать все ваши права”. И что это плевок в лицо людям.

В ответ пока только высокомерные ухмылки. Однако это решение можно считать началом перелома в осознании (бывшими) гражданами того, что из себя на самом деле представляет «европейская, свободная Украина».

О законе и морали

Официально, по словам сотрудника консульства Украины в Польше, выдача документов приостановлена временно и только для мужчин 18-60 лет. Согласно распоряжению МИД должны быть разработаны механизмы, соответствующие новым правилам мобилизации граждан, находящихся за границей. То есть закон еще даже не вступил в силу, а ограничения уже начались.

Но при этом документы перестали выдавать на всякий случай вообще всем, кроме детей до 12 лет – мало ли, как там пропишут. О времени возобновления услуг пообещали сообщить отдельно. То есть плевок в лицо как бы «временный», но от этого не менее мерзкий.

Ведь не выдают на руки даже готовые документы, оплаченные, заказанные и оформленные. Ведь многие понимали, что ограничения будут, и попытались обезопасить себя заранее, поскольку верили, что закон обратной силы не имеет. За неделю до принятия закона о мобилизации в сети стали появляться видео из украинских паспортных центров Варшавы и Праги – каждый день под их дверями собиралось по несколько тысяч украинцев, стремящихся успеть подать заявки до появления новых правил.

«Я давно живу здесь, приехал еще до войны, работаю, плачу налоги, все по закону, как же так со мной? Я в ТЦК не поеду, меня же оттуда не выпустят!» – пытается вызвать сочувствие корреспондента мужчина на видео. – «Кто кому должен служить в этом государстве? Это же саботаж «менеджеров», которых мы наняли нам служить!»

Но государство неумолимо – и для него любой закон иметь обратную силу может, если это нужно тем, у кого в руках печать и возможность объяснять происходящее «общим благом» и «требованиями военного времени». Ведь «пребывание за границей не освобождает гражданина от выполнения обязанностей перед родиной», а потому «это будет честно», – доходчиво объясняет глава МИД Дмитрий Кулеба.

Так что государству необязательно дожидаться, пока очередной закон вступит в силу, чтобы стребовать долги. А то, что политический режим обосновывает свои действия детсадовскими понятиями «честно-нечестно» вместо того, чтобы поступать «законно», «на основании Конституции» и «соблюдая права человека», – это давно уже никого не смущает.

Тем более что всегда найдутся морализаторы, которые поддержат любое решение. Как, например, экс-глава МИД Владимир Огрызко, в свежем интервью заявивший, что его «оскорбляют и выводят из равновесия заявления некоторых наших псевдодеятелей культуры», которые напоминают о правах и демократии и тем самым «плюют с большой колокольни на государственные интересы».

Кто кому должен

Обязанности заниматься военным учетом граждан за границей были возложены на МИД еще в декабре 2016 года. Затем это положение было подтверждено в 2022 году, но дипломатические представительства Украины ничем подобным не занимались. Более того, когда в других странах были открыты представительства «Паспорт-сервиса», это вызвало всеобщий вздох облегчения – хоть кто-то подумал, как облегчить людям жизнь.

Но было понятно, что украинская власть не имела понимания, как быть с теми, кто легально и нелегально покинул страну, но в общем порядке получил защиту и легальный статус в Европе. Тем более еще сохранялся ресурс для мобилизации внутри Украины и можно было отложить вопрос с «ухылянтами» на потом.

Новый транш американской помощи придал киевским живодерам бодрости, и они приступили к решительным действиям.

Способов, как достать своих беглых рабов, может быть много, и доставать козыри из рукава будут в самый неподходящий для обреченных граждан момент. «Достать» смогут не только тех, у кого истек срок действия документов. Например, предполагает юрист Николай Гольбин, государство может начать проверять основания для выезда из страны и место пересечения границы – и вводить административные и прочие меры наказания. Тут и пригодятся личные данные, собранные за время работы «Паспорт-сервиса».

И в этом в полной мере проявляется сущность структуры, которая хорошо помнит про обязанности граждан, но не помнит о своих собственных. Например, про обязанность помочь своему гражданину в чужой стране и защитить его там, решить его проблемы, а не создать дополнительные трудности. А раз так, то гражданин совершенно логично пойдет искать защиты у другого государства, руководствуясь принципом «стран много, а жизнь – одна».

Некоторые европейские государства уже готовы помочь украинцам в их поисках. Например, Германия продлила срок легального пребывания беженцев из Украины до 2025 года и одновременно сократила для них период проживания, требуемый для получения гражданства, до трех лет. То есть тем, кто приехал в 2022 году, достаточно досидеть на пособиях, изучая язык, еще год.

Скорее всего, подобные инициативы могут появиться и в других государствах, которые уже осознали выгоду от интеграции белых, работящих христиан. Но пока украинские граждане устраивают стихийные митинги под паспортными сервисами на чужбине. Местные правоохранители даже не пытаются им препятствовать. «Полиция приехала в паспортный центр в Варшаве, ну и что вы думаете? Ничего сделать не смогла. Поговорила с людьми – и отошла в сторону», – описывает блогер происходящее.

Стандартным условием для получения документов мужчинами должно стать обновление данных воинского учета на территории Украины. Но ни механизма обновления, ни механизма проверки пока не существует, и никто не знает, сколько времени потребуется на их разработку и внедрение. А это, как всегда, создает новые возможности для граждан, традиционно оказавшихся жертвой государственной системы. Как минимум, дает им время дождаться новых вводных от стран пребывания, заинтересованных в интеграции украинцев.

Украинские юристы, ведущие онлайн-блоги, пытаются успокоить людей и объяснить, что пока никаких механизмов, которые могли бы заставить их вернуться домой, нет. Подтолкнуть к возвращению – да. Создать трудности в пребывании за границей – да. Заставить – нет. И это, как минимум, дает время для маневра. Потому что любой человек, легально пребывающий в чужой стране, даже в случае окончания действия загранпаспорта (и тем более  имея за душой отказ родного государства его продлевать) может попросить статус беженца в стране пребывания.

Для этого ему не даже нужно взаимодействовать с консульством своего «бывшего государства». Получив новые документы и новый статус, пусть и с некоторыми временными ограничениями, можно не переживать по поводу возвращения на Украину. Одновременно начнется вал обращений и исков украинцев против государства с жалобами на нарушение их прав. Тогда и Европе придется обратиться к Украине с призывом смягчить правила оформления документов и не нарушать устоявшийся баланс. Потому что никто в мире беженцев не выдает – и тем более в государство, в котором идет война.

Но самое главное — ко многим придет осознание того, что призыв бороться за Украину, «иначе её не будет», не стоит выеденного яйца: кому нужна такая страна? А это уже почва для более важного вывода: скотская, тоталитарная сущность украинской власти – это не особенность отдельно взятого Зеленского и его команды. Это общий уклад «Новой Украины», к строительству которой, по иронии судьбы, европейские страдальцы сами приложили руку. Какая бы власть ни пришла – она будет точно так же относиться к людям — как мусору.

А значит, с такой системой им не по пути. 

Специально для «Другой Украины» историк, политолог Дмитрий Курдов

Поделиться
Отправить
Класснуть
Меню