Куда делась «линия обороны» под Харьковом и кто виноват, что её нет?
10 мая началась операция России в Харьковской области. А уже 12 мая командир подразделения разведки ВСУ Денис Ярославский шокировал украинскую общественность заявлением, что успешное продвижение российских войск на харьковском направлении – результат отсутствия оборонных рубежей, об «укреплении» которых отчитываются власти с ноября 2023 года.
В Центре противодействия дезинформации при СНБО сразу же заявили, что информация об отсутствии фортификаций – это, само собой, российская ИПСО. А не успевшие прочесть об этом чиновники начали оправдываться и искать козлов отпущения.
Первыми на «клевету» отозвались бойцы 92-й отдельной штурмовой бригады имени И. Сирко – они заявили, что фортификации на самом деле существуют, показали их изнутри и даже назвали «лучшим, что у них было». Руководитель ЦПД Андрей Коваленко также подтвердил, что сооружения есть, просто их «меньше, чем нужно». «Очень тяжело было строить под постоянным обстрелом, – подхватил зачин Председатель Волчанской городской военной администрации Тамаз Гамбарашвили. – Все было построено, но, может быть, не так плотно».
Но эти объяснения, похоже, не устроили американских партнеров Украины, которые за два с лишним года успели выделить на возведение оборонительных укреплений на юге и востоке Украины 3,2 млрд долларов и уделяли этому делу особое внимание. Тем более, в ситуации, когда ВС РФ уже почти беспрепятственно вошли в Волчанск, а координатор Совета нацбезопасности США Джон Кирби вынужден был признать наступление России «достаточно успешным».
Поэтому госсекретарь США Энтони Блинкен срочно прибыл в Киев с необъявленным визитом, чтобы «продемонстрировать непоколебимую поддержку Украине», сыграть на гитаре в киевском баре, а заодно -– «обсудить последние события на поле боя». Но, видимо главное – все же узнать, на что были потрачены выделенные средства. Этот пункт программы, разумеется, не анонсировался, так что публичной порки ждать не приходится.
Тем более, что в США считают, что без пяти минут «просроченному» президенту-нацисту Зеленскому лишние скандалы, дестабилизирующие и без того шаткую ситуацию в стране, ни к чему. Так что, еще до поездки Блинкен подстраховался и выдал марионеточному президенту индульгенцию, назвав успех россиян на Харьковщине «ценой за задержку в выделении помощи Украине».
Сказки на ночь.
Об укреплении линии обороны в Харьковской области Зеленский рассказывал гражданам каждый вечер в обязательном обращении, начиная с 30 ноября 2023 г.: хвалил харьковские власти, начавшие укрепление еще до того, как он им это поручил, и заверял, что при таких оборонных сооружениях у врага нет шансов.
Украинский премьер-министр Денис Шмыгаль в декабре 2023 года утверждал, что «ударные» работы по строительству трех линий оборонительных фортификационных сооружений идут круглосуточно и что на это благое дело КМУ уже потратил около 1 млрд долларов – под «проблемный» новый транш для Украины из бюджета правительства США на 2024 год.
«Инженерные войска возводят фортификации 24 часа в день, семь дней в неделю. Все возможные ресурсы инженерных войск максимально используются на полную мощность», — отчитывалось командование Сил поддержки ВСУ и добавляло, что оборонительные линии включают укрепления из бетона и минные поля.
«Мы фактически возводим фортификационные сооружения на расстоянии от одного до трех километров от вражеских позиций: там, где стоит уже фактически враг. Строительство таких фортификационных сооружений, бетонных сооружений — это отдельная спецоперация. Мы и ночью работаем, поскольку враг сразу бьет по строительной технике и по нашим работникам тоже», — распинался на телеэфирах глава Харьковской ОВА Олег Синегубов.
Теперь он же оправдывается и пытается переложить ответственность на других.
Во-первых, на военных, которые, если верить его словам, подтвержденным членом комитета по вопросам нацбезопасности, обороны и разведки Соломией Бобровской, должны были строить первую линию обороны как раз в 1-3 км от границы. А во-вторых – на подрядчиков, которых пообещал собрать всех вместе на заседании группы «Подотчетность и прозрачность» (общее название групп, созданных при всех обладминистрациях из силовиков и назначенных президентской командой людей для противодействия коррупции – ред.). А затем и на брифинг, чтобы они ответили СМИ «на все вопросы, интересующие общественность».
Но общественность интересуют не только подрядчики.
«Мы хотели бы увидеть владельцев фирм, поставлявших стройматериалы», – говорит Мартина Богуславец, руководитель Антикоррупционного центра «Межа», который недавно опубликовал расследование под названием «Где фортификации? Харьковская ОВА платила миллионы фиктивным фирмам».
Изучив соответствующие документы с общегосударственного сайта госзакупок «Прозорро», «антикоррупционерка» вместе со своими экспертами пришла к выводу, что власти вывели десятки миллионов гривен на счета фиктивных фирм. Лес, например, закупался не в лесничествах, которые могли бы поставить все нужные материалы оптом, а у отдельных мелких компаний, которые, к тому же, создавались «практически за несколько дней до того, как были выведены эти десятки миллионов».
Юристы нашли всех «владельцев» этих фирм – ими оказались маргиналы разных мастей. Одного ранее судили за кражу бутылки виски в дешевом супермаркете АТБ, другого лишили родительских прав за насилие в семье, третья работает в поле на сезонных работах, четвертый – металлург на производстве в небольшом провинциальном городе.
«На бумаге все эти поставки были выполнены, но мы хотим, чтобы их проверили правоохранители. Эти люди не могут быть владельцами, у нас есть большие опасения, могли ли они вообще поставить материалы», – говорит Богуславец.
Судя по предоставленной ею информации, эти «владельцы», скорей всего, даже не подозревают, что зарабатывают миллионы на строительстве оборонных линий под Харьковом.
Зато подрядчики знают и могут рассказать много интересного – и не только отчитаться о «качестве невыполненных работ» или поддержать областные власти в их плаче о сложностях ведения строительства под обстрелами.
В последние дни ТикТок взрывается от откровений строителей о том, как обращаются с ними военкомы и полиция. Один из авторов видео рассказывает, что на блокпостах строителей фортификаций, возвращающихся домой после 3-4 месяцев работы, сразу «пакуют» на фронт.
По рассказам строителей в соцсетях, их объявляют в розыск, могут сразу выписать повестку или «запаковать», не обращая никакого внимания на бумаги, выданные им в обладминистрации.
Отчет о невыполненной работе.
Кстати сказать, заседание группы «Подотчетность и прозрачность», состоявшееся на третий день скандала, прошло «на ура». Все отчитались о проделанной работе, а замначальника Харьковской ОВ Михаил Харнам лично взял на себя ответственность «за качество построения данных объектов».
Но не всех, разумеется, а только первой и второй линии, строительство которых, по его словам, находилось в ведении ХОВА.
«На сегодняшний день здесь было построено более 300 объектов фортификационных сооружений, – заявил он на заседании. – Они находятся на расстоянии соответственно 12-13 км и около 20 км от границы».
В этом, правда, его данные не совпадают с откровениями Александра Яковца, главы администрации Государственной специальной службы транспорта, который ранее занимал должность командующего силами поддержки ВСУ. До него все чиновники, замешанные в скандале, отказывались называть места, где все-таки можно при желании разыскать фортификационные сооружения, ссылаясь на военную тайну. Он же, не колеблясь, рассказал во время телеэфира, что первая линия обороны обустроена военными «прямо на границе», вторая расположена на расстоянии 15-17 километров, а третья, «самая надежная» – в 40 км от границы и включает построенные ВСУ железобетонные сооружения.
То есть, если приложить линейку к карте, окажется, что «укрепы» где-то в жилой застройке Харькова. А если что-то и построено – то там, где это было удобно, а не там, где реально необходимо. Тот же Волчанск к обороне был не подготовлен. Хотя власти города ответили на это, что построили под обстрелами «то, что смогли».
А что смогли?
Депутат от партии нацистского преступника Порошенко «Европейская солидарность» Владимир Арьев уже прямо обвинил харьковские власти в саботаже и в том, что вместо фортификаций они проложили асфальтную дорогу. По его словам, в некоторых областях работы вели, но во многих местах «даже трактор не заезжал».
Разумеется, экс-президент Петр Порошенко не преминул попиариться на теме несуществующих укреплений, заявив, что лично купил землеройные машины, экскаваторы и бульдозеры и отправил их строить линии укрепления. Но где – он тоже не скажет, это тайна, поскольку «ситуация с оборонительными сооружениями вдоль линии фронта угрожающая».
Интересно, что российские эксперты в целом согласны с Порошенко:у Украины было достаточно времени и главное – средств на построение своей «линии Суровикина». Но, как обычно, не хватило какого-то другого ресурса, например, реальной «любви к Украине», которую мгновенно пересиливает возможность что-нибудь украсть.
Вероятно, правы популярные блогеры, которые считают, что нынешняя Украина – страна эгоизма, где человек изначально предоставлен сам себе. Эта страна существует отдельно от государства и вообще-то те, кто носил вышиванки и пел гимн, на самом деле не собирались за неё умирать в окопе. А доллары лучше вложить не в бетонный бункер, а в свой карман.
И проиграет нынешний режим не потому, что у него «закончились ресурсы», а только потому, что вся эта «борьба за свободу» — такая же имитация, как и «сплошная линия обороны» вдоль границ с Россией, которую усиленно строят с 2015 года.
Специально для «Другой Украины» историк, политолог Дмитрий Курдов