Как киевский режим борется с популярными соцсетями – и проигрывает.
Когда несколько лет назад нацисты громили оппозиционные телеканалы в Киеве, умеренные укропатриоты не верили в то, что их личной «свободе слова» тоже может прийти конец. Ведь в тот момент это была «их страна». Теперь, после того как шайка нацистского преступника Зеленского вплотную взялась за контроль над соцсетями, до них постепенно стало доходить, что скоро в украинском медиа-пространстве не останется ни одной платформы, на которой можно будет высказать собственное мнение.
Причина банальна – невозможность Зе-клики контролировать новостную и идеологическую повестки в соцсетях так, как это делается в подконтрольных СМИ. Киевскому режиму не нужно читать лекции о «силе соцсетей», они и так прекрасно о ней знают. Тот же «евромайдан» уверенно занимает первое место в топ-три событий в стране, начавшихся с поста в Фейсбук.
Но пользоваться – это одно, а вот попытаться грамотно «заткнуть фонтан» – этому они специально не учились.
С самого начала при появлении в TikTok контента, противоречащего нацистской версии происходящего, в Офисе президента и Центре противодействия дезинформации при СНБО (ЦПД) привыкли объявлять его российской ИПСО (информационно-психологической спецоперацией).
Вирусные видеоролики в TikTok с гуляющими по Европе «ухылянтамы» – ИПСО, рассказы о мародерах из ВСУ – ИПСО, сомнения в легитимности Зеленского после 20 мая – снова вездесущее ИПСО.
Поводов обвинять российские спецслужбы в информационной диверсии стало так много, что обвинения эти давно перестали выглядеть правдоподобно. Тем более, что мнимые боты и «пропагандисты» оказались очень уж похожи на живых людей, а их истории – на окружающую украинцев реальность.
«Затыкать» не получается. Осталось одно – запретить или нормировать.
Под прицелом оказались, в первую очередь, соцсети, принадлежащие «неблагонадежным собственникам»:TikTok и Телеграм.
Закрыть нельзя сотрудничать
Разговоры о возможном запрете Телеграма велись еще до февраля 2022 года, но только сейчас, когда ситуация стала критической, власти решились на непопулярные жесткие действия.
Дополнительным катализатором стал скандал трехнедельной давности, когда Telegram из-за технической ошибки на 10 часов заблокировал несколько официальных украинских ботов, которые «противодействовали военной агрессии России», в том числе — «Главный бот разведки».
«Это произошло вопреки правилам и публичным заявлениям, которые руководство Telegram публично декларировало», – возмутились в ведомстве Буданова и простить такое, конечно же, не могли.
В сети появились батальные полотна постов о вреде вражеского мессенджера, а разведка заявила, что планирует «урегулировать использование платформы в стране из-за проблем с анонимностью».
По словам представителя ГУР Андрея Юсова,эти «проблемы с анонимностью» привели к тому, что «мессенджер стал легализованным черным рынком, на котором можно найти наркотики и детскую порнографию». Но это еще ничего, главное, что там прочно обосновались чаты «ухылянтив», а также российская пропаганда. А еще, говорит Юсов, ГУР зафиксировало случаи сотрудничества платформы с российскими спецслужбами. Поэтому использование платформы следует нормировать «путем деанонимизации».
Можно предположить, что спецслужбы Украины, по примеру США, собираются потребовать от Павла Дурова сотрудничества и раскрытия личных данных пользователей. Но, судя по опыту предыдущих пытавшихся, легче будет просто заблокировать.
Как, например, сеть ВКонтакте, которая прекратила свое существование для законопослушных украинцев еще в 2017 году. Хотя незаконопослушные в количестве чуть меньше миллиона продолжают ею пользоваться. И это – только трафик из Украины. Сколько украинцев используют сеть за пределами страны, можно только догадываться.
В своих потугах всё взять под контроль украинские власти, конечно же, берут пример с хозяев в США. Там еще месяц назад Сенат утвердил «Закон о защите американцев от программ, контролируемых иностранными противниками».
Последний шаг – подписание закона президентом, и китайская ByteDance, которая владеет приложением ТikTok, обязана будет его продать. Иначе –Штаты заблокируют его использование в стране, путем полного удаления приложения с площадок AppStore и GooglePlay.
Чем так страшен ТikTok для США?
Авторы законопроектаМайк Галлахер и Раджа Кришнамурти вслед за ФБР утверждают, что социальная сеть несет угрозу национальной безопасности, поскольку ее контролирует коммунистическая партия Китая. Правительство опасается, что КНР может получать доступ к данным американских пользователей.
Конечно, столь яркий урок демократии от «старшего брата» не мог пройти незамеченным на Украине. Там сразу же начали угрожать ТikTok блокировкой, параллельно оправдываясь, что Украина – «суверенное государство, которое может делать что угодно, не оглядываясь на партнеров».
Разумеется, у Украины нет таких ресурсов, как у США, чтоб запретить самую популярную сеть, да еще и в ультимативной форме заставлять китайского технологического гиганта ByteDance продать платформу с полуторамиллиардной аудиторией. Поэтому там к информации о том, что TikTok сотрудничает с властями, отнеслись с надеждой: лишь бы власти были подходящие.
Поэтому ЦПД буквально за месяц в срочном порядке навел мосты с администрацией платформы и украинская сторона оперативно предоставила Якубу Олеку, директору по вопросам государственной политики и связей с органами власти компании TikTok в Центральной Европе и Украине, «примеры искусственных аккаунтов, которые распространяют российские нарративы».
Была создана специальная форма, в которую украинские уполномоченные заносят неблагонадежные аккаунты, после чего региональный офис TikTok их изучает и принимает решение о блокировке.
Девятый вал
До недавнего времени соцсеть с короткими видео оставалась чуть ли не единственным каналом, где измученные действиями власти украинцы могли пожаловаться на плохое снабжение армии, захват церквей или выступить в защиту Булгакова и русского языка.
Там же выкладывали истории о вольной жизни веселые «ухылянты». Туда же попадали совсем не веселые видео, на которых ТЦК незаконно выписывают повестки, избивают потенциальных воинов или пакуют «добровольцев» на фронт. Так что работа по борьбе с разрушительным «российским влиянием» предстоит титаническая – и для тех, кто будет отслеживать контент, и для сотрудников регионального офиса TikTok.
К концу апреля в представленном китайцам списке числилось более 80 каналов, «представляющих угрозу». 24 из них платформа уже заблокировала. Причем, среди их авторов оказались совершенно неожиданные персонажи. Например, нардеп Александр Дубинский, сидящий в СИЗО за критику Зеленского.
Или львовский активист Остап Стахив, который во время эпидемии ковида был лидером противников вакцинации, а с 2022 г. стал рассказывать в своих видео, что ТЦК «похищает и пытает людей», а также незаконно выписывает повестки. В начале 2024 года члены созданного им движения, которое насчитывало тысячи участников, ездили по Львовской области и «освобождали людей из плена ТЦК».
За рассказы о коррупции «зеленых» закрыли даже канал известного бандеровца Игоря Мосийчука, который раньше поддерживал борьбу с оппозиционными СМИ, а тут вдруг стал призывать всех к защите свободы слова.
«Тик-ток» — пока единственная платформа, до которой не добралась наша зеленая власть, — заголосил Мосийчук. – И «Тик-Ток» пока еще дает возможность говорить свободно. Общаться свободно. И это — про свободу слова. А всем, кто хочет запрещать, скажу так: друзья, запретят «Тик-Ток», потом закроют вас в «Ютубе», забанят на «Фейсбуке», «Телеграм» ограничат. И потом придут за вами. Обязательно. Поскольку зеленой диктатуре, тирании и узурпаторам свобода слова не нужна».
Конечно, представителями «пятой колонны» список врагов не ограничивается.
Основную массу каналов, поданных на рассмотрение для блокировки в TikTok, составляют российские информагентства. На втором месте — украинские эмигранты, ведущие «подрывную деятельность» из разных стран мира, в первую очередь – из России.
Самым болезненным, несомненно, станет вопрос, что делать с теми, кого руководитель ЦПД Андрей Коваленко окрестил «полезными идиотами», по собственному почину подхватывающими «подрывные пропагандистские флешмобы российских спецслужб». Они распространяют «вбросы о работе ТЦК», призывают уезжать из страны, требуют провести выборы президента, выйти на протесты, когда у Зеленского закончится президентский срок, рассказывают о дальнобойщиках, бросающих фуры за границей.
Их, признается Коваленко, невероятно много, гораздо больше, чем «сознательных пропагандистов», а отловить их всех – нужен немалый ресурс.
Тем более, что врагов с каждым днем становится все больше, как и доверчивых «полезных идиотов» с «низкой медиаграмотностью». Заткнуть все щели, сквозь которые просачивается несогласованная информация, – такая задача выглядит сверхсложной.
Анонимные Telegram-каналы со «сфабрикованными врагом «новостями». Видео наYouTube с нетолерантными к власти высказываниями беженцев с Украины, лишенных консульских услуг. Х (Twitter), который снял ограничения с российских правительственных аккаунтов. Группы беженцев в Facebook, в которых «российские пропагандисты» пишут не только на хорошем украинском языке, но даже весьма успешно копируют украинские же суржики и диалекты.
В ЦПД даже подумать не могут, что это могут писать реальные украинские граждане. Иначе их картина мира – с объединившейся в едином порыве нацией, готовой сражаться до последнего украинца за границы 1991 года – просто рухнет.
А есть же еще публикации иностранных СМИ, которые регулярно пишут такое, что украинские власти слышать не хотят, а украинским пользователям читать так и вовсе вредно. В таких случаях каждый раз объявлять, что это фейк или российская ИПСО уже не получается.
Руководитель ЦПД настойчиво советует украинцам читать только украинскую Википедию и официальные источники информации. Но, похоже, его голос слабо слышен в гуле видеo с TikTok и YouTube.
Соцсети, давшие старт «евромайдану», который привел к антиконституционному перевороту и запустил маховик войны, теперь угрожают смести нынешний киевский режим вместе с его национальными легендами, мифом о сплоченности и обещаниями победы. И, похоже, с этой волной «зеленые» уже не справятся.
Специально для «Другой Украины» историк, политолог Дмитрий Курдов