Бизнес закрыт, все ушли на фронт - Другая Украина
Предыдущая статья
Следующая статья

Бизнес закрыт, все ушли на фронт

24 мая
#image_title

Как закон о мобилизации добил украинскую экономику.

Всего за несколько дней, после начала жесткой мобилизации по новому закону, в украинской экономике наметился перелом — от стабильно тяжелого состояния она перешла к агонии. Улицы городов опустели, мужчины массово увольняются и уходят в подполье, а бизнес и промышленность начали войну с государством за человеческий ресурс. Если они проиграют, деньги в стране закончатся очень быстро.

Буквально полгода назад Владимир Зеленский заявлял: «Когда мы говорим о той или иной мобилизации, мы должны знать, что один воин — это шесть человек в гражданской жизни, уплачивающие налоги».

В реальности же это знание никак не помогло законодателям — похоже, они совершенно не предполагали, чем для бизнеса и промышленности обернется закон об ужесточении мобилизации.

А ведь еще во время бурных обсуждений законопроекта в январе-феврале 2024 г. Европейская бизнес-ассоциация Украины обратилась к парламенту с тревожным письмом. В нем аналитики предупреждали о возможных последствиях поголовного отлова граждан для фронта и просили пересмотреть положения нового законопроекта.

«Предложенные в законопроектах нормы могут привести к росту количества «зарплат в конвертах» и неофициальному трудоустройству, оттоку иностранных инвестиций, существенному ухудшению условий ведения бизнеса, который на конец прошлого года оценивается, по данным опроса ассоциации, на уровне 2,44 из 5 баллов (отрицательный)», — значилось в обращении.

Народные избранники пропустили эти предупреждения мимо ушей. В итоге, благодаря тому что все предприятия и бизнес-структуры были фактически превращены в агентов ТЦК, результат превзошел самые негативные прогнозы.

Друзья поневоле

Новый закон окончательно закрепил за работодателями функции сотрудников военкомата — именно на них теперь возложена ответственность за военный учет сотрудников, обновление ими данных в электронном кабинете призывника и явку по требованию ТЦК.

Компания должна постоянно «быть на связи» с военкомом: сверять списки, уведомлять об изменениях в штатном расписании. А получив из ТЦК распоряжение о вызове сотрудника в призывной пункт, — уведомить его об этом, издать соответствующий указ по предприятию и «обеспечить прибытие» будущего бойца в заботливые руки ВСУ.

Принимая на работу нового сотрудника, фирма обязана проверить, обновил ли он данные в электронном кабинете. Если же специалист был принят на работу без этой проверки, руководителя привлекут к административной ответственности и оштрафуют на немалую сумму — от 34 до 59 тыс. грн. Причём, за каждого неправильно оформленного — отдельно.

Даже до принятия этого закона количество сотрудников в компаниях стремительно уменьшалось: кто-то уходил на фронт, кто-то прятался. Теперь же работать стало совсем некому: часть сотрудников буквально за несколько дней оперативно отправили в учебку, часть увольняется, еще часть — договаривается с руководителями о переходе с официального трудоустройства — на работу без оформления и «зарплату в конверте».

Это дает надежду сохранить хоть кого-то из специалистов, но существенно уменьшает поступления налогов в бюджеты.

«Вероятность призыва уже влияет на работу предприятий. Да, многие военнообязанные работники готовы уволиться, а новые — официально не трудоустраиваться, поскольку официальный статус увеличивает шансы для мобилизации», — подтверждают в Союзе украинских предпринимателей.

Страдают все!

Чуть ли не первыми под раздачу попали международные автоперевозчики. Призвать их оказалось легче всего: достаточно было передать пограничникам право проверять военно-учетные документы у тех, кто выезжает по системе «Шлях». А на всякий случай — еще и поставить на особо загруженных пограничных КПП дополнительные посты полицейских и представителей ТЦК. Этим правоохранительные органы и занялись за пару недель до 18 мая.

Большинство дальнобойщиков брони не получили. И неудивительно: рынок перевозок сплошь состоит из мелких игроков, 70% их штата, как правило, в целях оптимизации налогов, составляют «физические лица-предприниматели», так что под бронь подпадает лишь мизерная часть водителей. И то: чтобы получить эту бронь, надо сначала обновить данные в ТЦК, что, как правило, заканчивается мобилизацией.

Точно так же «обновлять данные» отправляют водителей, снимая их с рейсов. Предписанный законом «переходный период» в 60 дней, в течение которых вроде бы никто не имеет права проверять документы и применять санкции, оказался очередной фикцией. И вот уже вместо Польши или Германии дальнобойщик оказывается у военкома, который тут же вручает повестку.

Получается, что компания не успевает забронировать сотрудника, прежде чем его заберут на фронт. А механизма возвращения таких «случайно призванных» на сегодняшний день не существует.

«Реальный кейс: десять водителей пошли обновить данные, из них только двое вернулось, остальных загребли, пять уже в учебке», — говорит глава общественного объединения «SAVЕФОП» Сергей Доротич.

Разумеется, количество трудоустроенных дальнобойщиков за несколько дней стремительно уменьшилось. А с европейской стороны границы появились брошенные на платных стоянках фуры — выехавшие ранее, решили не возвращаться, о чем и уведомили своих работодателей онлайн: «Ничего личного: вот вам геолокация, деньги на карту, а мне жизнь дороже».

«Возле порта «Южный» на днях водители просто бросили 50 фур и уехали в неизвестном направлении», — говорит владелец транспортной компании Виктор Берестенко.

А 18 мая перевозчики попытались выйти на забастовку — перекрыли трассу Киев—Одесса сотней фур. Никаких результатов это не дало.

В то же время, даже если бы у них была возможность забронировать 50% водителей, это не решило бы проблему, нависшую над отраслями, которые они обслуживают. По словам вице-президента Ассоциации международных автомобильных перевозчиков Владимира Балина, бронь даже половины водителей означает, что другая половина автопарка будет простаивать — то есть, доставка аграрной продукции или даже военных грузов сократится, как минимум, вдвое.

Начались проблемы и у государственной компании «Укрзализныця». Большинство сотрудников компании — мужчины с уникальными на рынке навыками. «УЗ» тоже может бронировать только 50%, но этого недостаточно, чтобы бесперебойно обеспечивать работу железной дороги.

Без рабочих рук остается даже оборонная отрасль — несмотря на то, что правительство недавно переписало правила, дав всем оружейникам возможность бронировать сотрудников, даже если он работают по заказу волонтеров, на практике с этим возникли проблемы. Совершенно обычные: люди идут в ТЦК обновлять данные и больше не возвращаются. А чтобы их забронировать, надо подать пакет документов, собрать которые можно только после похода в ТЦК. Круг замыкается.

«Проблему можно решить, предоставив рабочим оборонных предприятий возможность отсрочки от мобилизации при обновлении документов. Сейчас такого нет», — говорит исполнительный директор ассоциации «Технологические силы Украины» Екатерина Михалко.

По ее данным, уже 85% компаний из ассоциации потеряли от 1 до 30 узкопрофильных специалистов.

Как, впрочем, и банковский сектор, который тоже формально имеет право бронировать специалистов. «В «ОТП Банке» сейчас забронировано 43% военнообязанных. Основная проблема, с которой мы сталкиваемся — невозможность бронировать дефицитные специальности, такие как специалисты по кибербезопасности и ИТ-инфраструктуре. Это одни из самых ценных специалистов, работа которых критически важна для банка», — сетует председатель правления Владимир Мудрый.

Что уж говорить о небольших компаниях, которые не имеют никаких прав на бронь! Им остается закрываться или переводить всех на неофициальное трудоустройство. А это не всегда возможно — далеко не любую работу можно выполнять дистанционно. Тем более, для мелкого бизнеса.

«Каждый раз, когда я выезжаю куда-то к клиенту, то еду, морально готовясь, что могу уже не вернуться», говорит индивидуальный предприниматель по имени Юрий,занимающийся поставкой и монтажом фильтров для воды, — «Подписан и обязательно читаю перед выездом группы в Телеграме, в которых пишут о том, где сейчас стоят ТЦКшники и вручают повестки. Пару раз удавалось отбиться. Теперь вообще не знаю, что буду делать — понимаю, что рано или поздно попадусь, а с новым законом уже не отвертишься никак. А работать удалённо не могу — фильтры удалённо не поставишь».

Как следствие, привыкшие к потоку пожертвований «волонтеры», собирающие на ВСУ, жалуются на то, что он резко сократился. Причем именно с 18 мая. Бизнес и граждане дали свой ответ тем, кто их «защищает».

Приговор самим себе

О катастрофических последствиях Закона о мобилизации для украинской экономики начинают писать уже и ведущие западные СМИ. В «Financial Times» недавно появилась статья, в которой говорится об угрозе, нависшей над крупнейшим на Украине производителем, стали «Arcelor Mittal» в Кривом Роге (бывшая «Криворожсталь»).

«Если они продолжат мобилизацию, у нас не будет достаточно персонала для работы. Мы говорим здесь о существовании компании», — говорит Мауро Лонгобардо, исполнительный директор завода.

По его словам, с начала войны из 18 тысяч работников 3,5 тыс. уже ушли на фронт, а после вступления в силу нового закона их количество возрастет. Завод и так был вынужден сократить производство, а ведь речь идет о крупнейшем металлургическом предприятии страны. Его бесперебойная работа — это не только огромные суммы налогов, это еще и сталь для военного производства.

В дополнение ко всему сказанному, ситуация уже сказывается и на потребительском рынке: люди теряют работу, доход, перестают выходить из дома, перестают покупать бо́льшую часть товаров и услуг. Рынки и магазины пустеют просто на глазах. Это влечет за собой и сокращение поступлений в местный и государственный бюджет. И без того обобранная, небогатая страна стремительно нищает вместе с оставшимся населением.

Вот и получается, что ужесточением мобилизации украинская власть наказала сама себя. И не только тем, что без разбору уничтожает мужское население, до чего ей нет никакого дела. Начав облавы для пополнения «пушечного мяса», марионетки в чиновничьих креслах устроили такой шторм экономике, подорванной войной и коррупцией, с которым у нее нет сил справиться. Предприятия останавливаются, налоговые поступления сокращаются, мужчины предпочитают жить на гречке с тушенкой, но не выходить из дома.

Власть проигрывает на всех фронтах: теряет остатки доверия украинцев, лишается средств на содержание армии и даже не может пополнить ее новобранцами. И никакая «западная помощь» её уже не спасёт.

Специально для «Другой Украины» историк, политолог Дмитрий Курдов

Поделиться
Отправить
Класснуть
Меню